Мотивация студентов к изучению английского языка в системе СПО

Дата публикации: 2021-05-13 14:03:18
Статью разместил(а):
Федотова Анастасия Александровна

Мотивация студентов к изучению английского языка в системе СПО 

Автор: Федотова Анастасия Александровна

ГПОУ ТО ТЖТ им.Б.Ф.Сафонова

 

Цель данной статьи — показать способы повышения мотивации при изучении английского языка.

Роль английского языка в современном мире очевидна. Он является важнейшим коммуникативным средством на международном уровне. Современный человек без определенных лингвистических познаний не может использовать новейшие блага цивилизации. Все сферы нашей жизнедеятельности в той или иной мере требуют знаний английского языка. Изучение английского языка становится более востребованным с каждым годом. Однако как предмет он обладает рядом специфических черт. 

Целью обучения иностранному языку в СПО является развитие и формирование общей коммуникативной и профессионально-коммуникативной компетенций. Иностранный язык изучается в разделе общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, основными задачами которого являются:

- систематизация, активизация, развитие языковых, речевых, социокультурных знаний, умений, формирование опыта их применения в различных речевых ситуациях, в том числе ситуациях профессионального общения;

- развитие навыков самостоятельной работы, творческих и интеллектуальных способностей студентов.

При обучении иностранному языку обучающиеся должны овладеть не только определенной суммой знаний в области фонетики, лексики и грамматики, но также навыками и умениями в устной речи, чтении и пись­ме, без которых немыслимо использование иностранного языка как средства общения. Овладение навыками и уме­ниями в условиях отсутствия языкового окружения пред­ставляет серьезные трудности для обучающихся.Преподавание иностранного языка в  профессиональном образовательном учрежденииимеет свои особенности, которые необходимо учитывать в планировании и осуществлении учебно-воспи­тательного процесса по иностранному языку. К специфичес­ким условиям учебно-воспитательной работы по иностран­ным языкам можно отнести следующие:

1. Экзамен по иностранному языку в колледже не проводится. В диплом об окончании учебного заведения выставляется итоговая положительная оценка за весь курс обучения. Это обстоятельство снижает мотивацию в обучении иностранному языку, поскольку многие учащиеся с боль­шей ответственностью относятся к тем предметам, по ко­торым им придется сдавать экзамен.

2. Разный уровень владения иностранным языком в группе (учебные группы в колледже комплектуются по производственному принципу) является еще одним об­стоятельством, которое необходимо принимать во внимание. В связи с тем, что уровень владения иностранным язы­ком у обучающихся, окончивших школу, не всегда полностью соответствует требованиям программы, появляется необходимость проведения коррективно-адап­тивного курса. Этот курс позволяет, насколько это можно сделать за отводимое время, подвести всех учащихся к такому уровню владения иностранным языком, на котором можно базировать дальнейшее обучение. Для успешного проведения коррективно-адаптивного курса преподавателю рекомендуется выявить недостатки в языковой подготовленности каждого учащегося и наме­тить пути их устранения.

3. Длительность язы­кового общения между преподавателем и обучающимися огра­ничивается двумя часами в неделю. В этих условиях под­держание имеющегося у обучающихся уровня владения язы­ком и успешное изучение нового языкового материала, а также создание новых навыков и умений представляет собой довольно сложную методическую проблему.

4. В процессе обучения иностранным языкам необходим учет профессиональной направленности колледжа для привлечения соответствующих учебных материалов на иностранном языке. Необходимо подбирать хотя бы часть текстов на иностранном языке таким образом, чтобы в них находила отражение специфика будущей деятельности уча­щихся. Эта специфика может учитываться и при отборе лексического материала, который используется в устной речи учащихся.

В ходе реализации требований государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования преподавателям приходится сталкиваться с рядом проблем: процесс обучения происходит в искусственной языковой среде, иностранный язык рассматривается как второстепенная дисциплина, недостаточное количество учебников и учебных пособий для СПО, имеющих профессиональную направленность и др. Одной из основных, на мой взгляд, является проблема, связанная  со студентами, поскольку именно они находятся в центре внимания в учебном процессе. С сокращением учебных заведений НПО изменился качественный состав студентов: в учебные заведения СПО пришли в основном «твёрдые троечники», обитатели «школьной камчатки» и лишь небольшое количество обучающихся с хорошими и отличными отметками. Это подтверждают результаты входного тестирования, которое проводится на одном из первых занятий. 

На основании письменного опроса, проведенного в группах студентов 1 курса  ГПОУ ТО ТЖТ" (всего было опрошено около 60 человек), были проанализированы мотивы, которыми руководствуются студенты при изучении английского языка:

- 70 % опрошенных изучают английский язык с целью сдачи зачета в техникуме.

- 12 % считает немаловажным мотив поиска престижной работы и карьерного роста. (многие студенты уверены в том, что для любого высокообразованного человека поиск престижной, хорошо оплачиваемой работы, во многом зависит от знания одного и более иностранных языков, поэтому они стремятся к владению английским языком. Здесь преобладает мотив самоутверждения.

- примерно 8% опрошенных выдвинули мотив понимания научно-технических текстов, так как на английском языке написаны труды многих великих ученых. Уметь прочитать и понять инструкции и спецификации по устройству и работе различных приборов и механизмов, написанные на английском языке, должен каждый образованный человек.

-  5 % студентов изучают английский язык для выполнения учебных заданий, проектов, расчетов с помощью компьютера, в котором он является основным. Они учат английский язык для освоения как можно большего количества компьютерных программ и умения ими пользоваться.

- 3 % — потому что имеют особый интерес к изучению иностранных языков, им нравится сам процесс обучения.

- 2 % студентов  полагают, что учить иностранный язык необходимо с целью обмена информацией между сверстниками, друзьями, знакомыми.

Таким образом, для большинства  студентов основным мотивом является сдача зачета или экзамена и получение положительной оценки по английскому языку. И, напротив, коммуникативная задача реализации знаний по английскому языку находится на последнем месте. А у преподавателя есть программа, в соответствие с которой он должен строить процесс обучения. Образование в СПО не ставит своей целью – научить «с нуля», а продолжить обучение, уже имея за плечами базовый уровень знаний. 

Поэтому перед преподавателем стоит задача: развить позитивные, познавательные мотивы у тех студентов, у которых отсутствует интерес к данному предмету, т. е. повысить уровень положительной внутренней мотивации. Это зависит от успеха студента, его умений и навыков, квалификации преподавателя, методов обучения, способствующих получению отличных знаний, и многих других факторов.

Формирование мотивации – это не предложение готовых мотивов и целей учения обучающимся, а создание таких условий, при которых у них появятся внутренние побуждения (мотивы, цели, эмоции) к учению. 

Решать эти проблемы помогает личностно-ориентированный подход, учитывающий персональные интересы студентов, их индивидуальные особенности и создает предпосылки для большей результативности обучения. При этом подходе создаются особые отношения между студентами и преподавателями, между самими студентами, формируются многообразные обучающие и воспитывающие среды. Преподаватель при этом выступает не в роли простого наблюдателя за тем, как развивается мотивационная сфера студента, он стимулирует ее развитие системой методически и психологически продуманных приемов.

Для стимулирования мотивации к изучению английского языка и повышению эффективности образовательного процесса при проведении занятий по английскому языку я часто использую дидактические игры.Игра – мощный стимул к овладению иностранным языком и эффективный прием в арсенале преподавателя иностранного языка, универсальное средство, помогающее учителю иностранного языка превратить достаточно сложный процесс обучения в увлекательное и любимое учащимися занятие.  

На первом курсе, для достижения поставленных целей, я использую следующие игры: грамматические игры, чтобы научить студентов употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности; практически применять знания по грамматике, создать естественную ситуацию для употребления грамматических конструкций в естественных ситуациях общения.

Например, для тренировки употребления Present Continuous провожу игру Act as you saу. Задание заключается в выполнении команд с комментариями. Играют по 3 ученика: 1 – отдаёт команду, 2 – выполняет и говорит, что он делает, 3 – описывает действия второго.

1 – Play volleyball. 2 – I am playing volleyball. 3 – He/She is playing volleyball.

1 – Wash your face. 2 – I am washing my face. 3 – He/She is washing his/ her face.

1 – Do exercises. 2 – I am doing exercises. 3 – He/She is doing exercises.

Лексические игры я применяю для  закрепления  и расширения словарного запаса по изучаемой теме, для тренировки обучающегося в употреблении лексики в ситуациях приближенных к естественной обстановке, активизации его речемыслительной деятельности. Первокурсники проявляют большой интерес к игре „Guesstheword”. После того как слова по определённой теме были выучены и повторены, преподаватель задумывает слово и просит отгадать его. Обучающиеся задают вопросы Is this …? До тех пор, пока не отгадают слово. Кто отгадал, становится водящим.

Во время предметной недели «Иностранный язык» студенты первого курса играют в игру «Поле Чудес», которая стимулирует их к повторению алфавита английского языка, лексического материала по пройденным темам, способствует формированию умения и навыка аудирования и чтения.

Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к студентам, вовлекать каждого в работу, учитывая его интересы, склонность, уровень подготовки по языку.

Множество трудностей имеет обучение говорению, одной из которых также является низкая мотивация студентов. Поэтому в обучении говорению одному из видов речевой деятельности я использую кейс-технологию. Студенты не получают готовых знаний, а учатся добывать их самостоятельно. Принятые решения в жизненной ситуации быстрее запоминаются, чем заученные правила.

Кейс-технология - это метод активного проблемно-ситуационного анализа конкретных задач-ситуаций. Кейс-метод является комплексным и содержит все виды речевой деятельности: чтение, говорение, аудирование и письмо. Суть метода case-study, что в переводе на русский язык означает обучающий случай, заключается в использовании при организации процесса обучения конкретных учебных ситуаций, описаний определённых условий из жизни организации, группы людей или отдельных индивидуумов, ориентирующих студентов на формулирование проблемы и поиск вариантов её решения с последующим разбором на учебных занятиях.  

Так, со студентами 1 курса при работе над темой «Путешествие» с целью развития навыков и умений монологической речи перед группами ставлю речевые задачи: (студенты были поделены на группы). „Представьте, что вы обсуждаете план будущего путешествия. Каждый из вас предлагает свой способ путешествия. Пользуясь данными опорами, скажите, что путешествовать пешком очень интересно”. Членам группы раздаю опорные слова и выражения: hiking, interestingplaces, advantage, useful, monuments, isgoodforsmb'shealth ,learnmanythings. Представьте, что в вашей группе собрались люди, у которых различные мнения о способах путешествия. Вам больше нравится путешествовать поездом. Пользуясь данными опорами, убедите своих друзей в преимуществах данным видам транспорта. Опорныесловаивыражения: rather, dining-cars, look out of the window, comfortable, pleasant, sit, read, sleeping car, meet, many interesting people.

При работе над темой „Путешествия” группам были розданы картинки, на которых изображены лес, поляна, река, палатка. Дана ситуация: вы в походе. Вам необходимо устроить привал, чтобы отдохнуть и приготовить еду. У каждого в рюкзаке предметы определенного назначения. Что каждый из вас скажет в такой ситуации. Используйте слова и выражения, придающие вашей речи эмоциональную окраску.

Обучающиеся соревнуются, стараясь придумать лучший вариант высказывания. Смысл работы состоит в том, чтобы приобретаемый в специально созданных условиях опыт студент смог перенести в реальную языковую среду и успешно его использовать.

При изучении темы «Модальные глаголы» с обучающимися 1 курса использоваласьигра «Разбор ситуаций из практики». Студенты принимали участие в обсуждении и совместно принимали  решение. Обсуждение реальных жизненных ситуаций вызывало живой интерес и желание поделиться своими идеями. Задания были разнообразными: «Ваша  подруга заболела, посоветуйте, как ей быстрее  поправиться», «Разработайте новый устав колледжа. Аргументируйте, что можно и что нельзя делать в колледже», «Дайте своему другу рекомендации по здоровому образу жизни».

При использовании кейс-технологии студенты начинают думать, анализировать, развивать навыки ведения дискуссии, опираясь на свой собственный опыт, формулировать выводы, применять на практике полученные знания, предлагать свой собственный взгляд на проблему. Даже слабоуспевающие смогут принимать участие в обсуждении вопросов, так как нет однозначных ответов, которые надо выучить. Использование данной технологии направлено на развитие внутренней мотивации студентов и обладает наибольшей побудительной силой.                     

Проектная технология направлена на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление студента и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике. Выполнение проектных заданий позволяет студентам видеть практическую пользу изучения иностранного языка, следствием чего является повышение интереса и мотивации к изучению данного предмета. Обучение посредством активного включения студента в процесс обучения, ведет к овладению искусством коммуникации. Даже недостаточно мотивированные студенты проявляют интерес к языку во время выполнения творческих заданий.

Приступая к работе над проектом, необходима предварительная теоретическая и практическая готовность наставника-преподавателя к проектированию, предварительный подбор тем проектов, который представляется обучающемуся для выбора. В начале семестра я вывешиваю на стенд названия тем проектов, а также список литературы. В течение 2-3 дней студенты выбирают тему и объединяются в творческие группы (обучающийся может изучать проблему индивидуально). Выбранная тема обсуждается обучающимися и преподавателем. При обсуждении я всегда стараюсь сначала предоставить слово студенту, чтобы выяснить, почему именно эта тема его интересует, почему он считает её актуальной, какую пользу лично для себя он старается извлечь из своей деятельности. Затем я высказываю собственную точку зрения, и мы составляем последовательный  план  работы  над  проектом. Я как руководитель проекта, завожу журнал, в который записываю проведённые консультации, оформляю паспорт проекта.

Формой продукта проектной деятельности студентов по разделу «Страноведение» стали рефераты («Традиции и обычаи Великобритании»), тематическая газета («Спорт в Великобритании»), презентация в программе PowerPoint («Экскурсия по Лондону») и др.

Работа над проектом формирует у студентов способность к самостоятельным действиям, учит пользоваться справочной литературой, отделять главную информацию от второстепенной, развивает их творческие способности и способность оценивать эффективность и качество своей работы.

Все применяемые мной технологии, благодаря использованию  компьютерных технологий на уроках английского языка и во внеурочной деятельности, дают наилучший педагогический эффект, повышая естественным образом познавательную активность и мотивацию студентов, обеспечивает интенсификацию процесса обучения и самостоятельной деятельности студентов. Новейшие мультимедийные технологии помогают быстро и эффективно освоить восприятие устной речи, поставить правильно произношение и обучить беглому говорению. Интерактивные программы и игры помогают создать реальные ситуации общения, снять психологические барьеры и повысить интерес к предмету.

Возможности использования Интернет-ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой студентам и преподавателям информации, находящейся в любой точке земного шара: новости, страноведческий материал, зарубежную литературу т.д. На уроках английского языка Интернет помогает решить целый ряд дидактических задач: сформировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи, пополнять словарный запас; формировать у студентов устойчивую мотивацию к изучению иностранного языка.

Таким образом, комплексное использование в учебном процессе всех вышеназванных технологий стимулирует личностную, интеллектуальную активность, развивает познавательные процессы, помогает разнообразить учебную деятельность, а также способствует повышению мотивации к изучению английского языка, что в конечном итоге помогает решать проблемы обучения языку и способствует реализации задач, поставленных ФГОС СПО.

 

Список литературы:

1. Есенков Ю.В., Ситявина И.А. Управление учебно-познавательной деятельностью студентов в условиях внедрения ФГОС СПО нового поколения - Ульяновск, УИПКПРО, 2014.

 2.  Зайцева С.Е. Формирование мотивации изучения иностранного языка у студентов неязыковых специальностей.