Мистические и реальные кошки в творчестве А.С. Пушкина
Мистические и реальные кошки в творчестве А.С. Пушкина
Автор: Лесина Татьяна Ивановна
МБОУ "Часцовская СОШ", п. Часцы, Одинцовский г.о., Московская область
Аннотация: в этой статье автор сравнивает образы кошек в произведениях А.С. Пушкина, дает анализ результатов опроса учеников о знании текстов, подчеркивает, что читать произведения поэта всегда своевременно, ведь в них поставлены вечные проблемы: добра и зла, чести и предательства, любви и настоящей дружбы.
Ключевые слова: образы кошек, творчество А.С. Пушкина.
Тематическая рубрика: средняя школа.
Введение.
В творчестве А.С. Пушкина (и в поэзии, и в прозе, и в его рисунках, карандашных набросках, эскизах) много образов кошек. Образ животных в творчестве поэта проходит свою эволюцию (есть кошки мифологические, есть коты, своим характером похожие на людей и есть реальные коты). Исследование этих образов животных интересно и познавательно. Основная идея работы- создание и подбор материала для уроков гуманитарной направленности с целью углубленного изучения литературы; изучения произведений, в которых присутствует образ кошки.
Предметом исследования стали произведения: «Пролог к поэме «Руслан и Людмила», отрывок из 5 главы Евгения Онегина, сцена из трагедии «Борис Годунов», стихотворение «Гусар», «Сказка о попе и работнике его Балде», повести «Станционный смотритель» и «Дубровский».
Методы исследования: анализ, сравнение, наблюдение, опрос.
Сказочные образы.
Великий русский поэт А.С. Пушкин относился с симпатией к грациозным животным - кошкам. Внимательно наблюдал за ними. В его произведениях упоминается немало реальных и мистических кошек. Запечатлены они и на рисунках в альбоме барышень, на клочках бумаги.
Самый знаменитый «кошачий» персонаж у Пушкина – это, безусловно, «кот учёный» из Пролога к поэме «Руслан и Людмила».
У лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том:
И днём, и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.
Пойдёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
<…>
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
Одну я помню: сказку эту
Поведаю теперь я свету…
Пролог был написан в Михайловском в 1826 году и включён в текст 2-го издания поэмы, вышедшего два года спустя. Образ «кота учёного» восходит к персонажу русской мифологии и волшебных сказок коту Баюну. В сказках кот Баюн сидит на высоком железном столбе, песнями и заклинаниями лишает силы всех, кто хочет подойти к нему. Чтобы поймать Баюна, Иван Царевич надевает железный колпак и железные рукавицы. Покорённого кота он приносит во дворец к больному отцу. Своими сказками Баюн исцеляет царя.
Сказки о коте Баюне и «коте учёном» обрели особенную известность благодаря распространению лубочных картинок. «Кот учёный» - это усмирённый и облагороженный вариант кота Баюна. Вот какую запись сделал Пушкин в Михайловском со слов няни Арины Родионовны: «У моря лукомория стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идёт — сказки сказывает, вниз идёт — песни поёт». Представляя содержание поэмы «Руслан и Людмила» как одну из сказок «кота учёного», Пушкин подчеркнул связь своего произведения с русским фольклором.
В поэме «Руслан и Людмила» Пушкин использовал также поверье о связи кошек с демоническими силами и принятии колдунами и ведьмами кошачьего образа. В V главе есть эпизод, когда коварная Наина призывает Фарлафа убить спящего Руслана:
К нему волшебница явилась,
Вещая: «Знаешь ли меня?
Ступай за мной; седлай коня!»
И ведьма кошкой обратилась.
Осёдлан конь. Она пустилась
Тропами мрачными дубрав
За нею следует Фарлаф.
В стихотворении Пушкина «Гусар» кот мистически связан со своей хозяйкой-ведьмой. По сюжету бравый военный рассказывает байку о приключении в Малороссии, где он жил на постое душа в душу с вдовой Марусенькой. Однажды ночью ревнивый гусар увидел, как она, выпив зелье из склянки, вылетела в печную трубу:
Эге! Смекнул в минуту я:
Кума-то, видно, басурманка!
Постой, голубушка моя!..
И с печки слез – и вижу: склянка.
Понюхал: кисло! что за дрянь!
Плеснул я на пол, что за чудо?
Прыгнул ухват, за ним лохань
И оба в печь. Я вижу: худо!
Гляжу: под лавкой дремлет кот.
И на него я брызнул склянкой –
Как фыркнет он! Я: брысь!… И вот
И он туда же за лоханкой…
С кошками связаны многие народные поверья и песни. Некоторые из них поэт использовал в романе «Евгений Онегин». В V главе говорится о том, что «Татьяна верила преданьям / Простонародной старины»:
Жеманный кот, на печке сидя,
Мурлыча лапкой рыльце мыл:
То несомненный знак ей был,
Что едут гости.
Татьяна в своём вещем сне незадолго до дуэли Онегина и Ленского, видит фантастическое существо «полужуравль и полукот». Святочной ночью во время гадания на воске Татьяна слышит грустную колядку.
… Но сулит утраты
Сей песни жалостный напев
Милей кошурка сердцу дев.
Кошурка – персонаж святочной песни, предвещающей брак:
Зовёт кот кошурку
В печурку спать.
В этих словах отразились славянские поверья о кошке как об охранительнице дома и семьи.
Образ «котёнок – ребёнок» несколько раз встречается у Пушкина. 8 сентября 1833 года Пушкин пишет жене из Казани в Петербург: «Здорова ли ты? Здоровы ли вы все? Дорогой я видел годовую девочку, которая бегает на карачках, как котёнок, и у которой уже 2 зубка. Скажи это Машке ...».
Герой трагедии «Борис Годунов» юродивый Николенька на площади в Москве перед собором поёт:
Месяц светит,
Котёнок плачет.
Юродивый, вставай,
Богу помолися!
Плачущий котёнок в этом эпизоде напоминает убиенного царевича Дмитрия.
В «Сказке о попе и работнике его Балде» в сцене у речки, где Балда требует оброк у бесов:
Вынырнул подосланный бесёнок,
Замяукал, как голодный котёнок…
Образ «бесёнок - котёнок» намекает на связь кошек с нечистой силой и беззащитностью маленького беса.
Реальные образы
В произведениях Пушкина встречается реальные коты.
Так иногда лукавый кот,
Жеманный баловень служанки,
За мышью крадётся с лежанки:
Украдкой, медленно идёт,
Полузажмурясь подступает,
Свернётся в ком, хвостом играет,
Разинет когти хитрых лап
И вдруг бедняжку цап-царап.
В «Домике в Коломне» кот Васька изображён в излюбленной Пушкиным позе спиной к зрителю. Видно, что это чёрный кот с белыми пятнами на спине. Он наблюдает за чем-то ему интересным, не обращая внимания на удивлённый возглас неожиданно вернувшейся хозяйки, чьё отражение видно в зеркале.
Упоминаются реальные кошки и в прозаических произведениях Пушкина. Это придаёт описываемым событиям живость и достоверность. В повести «Станционный смотритель» жена пивовара, поселившегося в доме умершего смотрителя, велит своему сыну показать автору дорогу на погост: «Эй, Ванька! Полно тебе с кошкою возиться. Проводи-ка барина на кладбище да укажи ему смотрителеву могилу».
Герой повести «Дубровский» кузнец Архип спасает кошку на пожаре, но оставляет в закрытом горящем доме работников суда – приказных: «В сию минуту новое явление привлекло его внимание; кошка бегала по кровле пылающего сарая, недоумевая, куда спрыгнуть, — со всех сторон окружало её пламя. Бедное животное жалкиммяуканием призывало на помощь. Мальчишки помирали со смеху, смотря на её отчаяние. «Чему смеётеся, бесенята, — сказал им сердито кузнец. — Бога вы не боитесь: божия тварь погибает, а вы сдуру радуетесь», — и, поставя лестницу на загоревшуюся кровлю, он полез за кошкою. Она поняла его намерение и с видом торопливой благодарности уцепилась за его рукав. Полуобгорелый кузнец с своей добычей полез вниз. «Ну, ребята, прощайте, — сказал он смущённой дворне, — мне здесь делать нечего. Счастливо, не поминайте меня лихом».
Отчаянный Архип оказался милосерднее к животным, чем жестокий самодур Кирилла Петрович Троекуров, который для потехи стравливал медвежат с кошками и щенками, а медведей с людьми. В этой сцене мы понимаем, что у кузнеца доброе сердце.
Повесть «Дубровский» с образом реального кота изучают в 6 классе. Роль реального окота в повести определили 50 учеников. Анкетирование по произведениям Пушкина А.С. вызвало живой интерес у ребят. Действительно, исследование образов кошек и их роли в творчестве поэта актуально. В анкетировании приняло участие 45 человек. Из таблицы следует, что ребята читают произведения Пушкина, но литературная грамотность оставляет желать лучшего. Образ реальных и мифологических котов должен привлечь их внимание.
Анкетирование обучающихся 5-7 классов
Приняло участие: 45 человек.
Вопросы |
Количество обучающихся с положительным ответом |
Количество обучающихся с отрицательным ответом |
|
Читал ли ты произведения Пушкина с образами животных? |
40 |
5 |
|
Знаешь ли произведение, где есть образ кота? |
35 |
10 |
|
Помогает ли образ животного раскрыть образ персонажа? |
37 |
8 |
|
Понимаешь ли ты, что значит реальный или мифологический образ кота? |
25 |
20 |
|
Считаешь ли ты интересной поднятую тему? |
45 |
0 |
Анализируя таблицу, можно сделать вывод, что мистические и реальные кошки являются у Пушкина А.С. значимыми образами и помогают раскрыть образ персонажей.
Заключение.
Как видим, мистические и реальные кошки являются у Пушкина героями, помогающими более подробно узнать характер героя, оценить его поступок, создать атмосферу происходящего. Их присутствие на страницах произведений и на авторских рисунках помогает читателю более точно и объёмно воспринимать задуманные литературные образы.
Образ котов у Пушкина А.С. проходит эволюцию: мифологический кот Ученый- ведьма в кошачьем образе- «котенок- ребенок»- реальный кот в домашних условиях. Интересно то, что поэт реальным котам придавал черты характеров знаковых людей. Пушкин часто использовал образы кошки в своих сказках, стихах и поэмах, обладая удивительным даром пониманием этих животных.
Список литературы:
1. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. В 3-х томах. М., 1992.
2. Гура А.В. Символика животных в славянской народной традиции. – М.: Индрик, 1997.
3. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: в 10 т. – М.-Л.: Издательство АН СССР, 1949.
4. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995
5. Словарь языка Пушкина: в 4 т. – М.: Азбуковник, 2000.
6. Цявловская Т.Г. Рисунки Пушкина. – М.: Искусство, 1983.
7. Черейский Л.А. Пушкин и его окружение. – Л.: Наука, 1975.
8. Эфрос А.М. Рисунки поэта. – М.: AKADEMIA, 1933.
9. А.С. Пушкин в Москве и Подмосковье. Матералы XII Пушкинской конференции. 13-14 октября 2007 г. - Большие Вязёмы, 2008.