Лабораторные работы по биологии в рамках подготовки обучающихся к итоговой аттестации
Лабораторные работы по биологии в рамках подготовки обучающихся к итоговой аттестации
Автор: Федорова Наталья Борисовна
МБОУ "СОШ № 22", г. Ковров, Владимирская область
Аннотация: В этой статье автор пишет об использовании лабораторных работ по биологии для подготовки выпускников основной школы к итоговой аттестации по предмету. О том, что знания и умения, полученные школьниками в ходе выполнения лабораторных работ помогут более полно и прочно освоить материал курса биологии, развить навыки работы с биологической информацией разного вида (текстом, рисунками, таблицами). Статья предназначена для учителей биологии образовательных учреждений.
Ключевые слова: урок, лабораторная работа, биологический объект, микропрепарат, гербарий, рисунок, итоговая аттестация.
Тематическая рубрика: Средняя школа.
Биология не входит в число предметов, обязательных для итоговой аттестации за курс основной школы. При этом каждый год ее выбирает значительное число девятиклассников. Анализ результатов ОГЭ по биологии за период с 2017 года показывает тенденцию к их снижению. Каждый педагог понимает, что от качества подготовки обучающихся к итоговой аттестации во многом зависит и ее результат.
С чего и когда начинать подготовку девятиклассников к экзаменам?
Подготовкой к итоговой аттестации нужно заниматься постоянно, из урока в урок. С самых первых уроков биологии в 5 классе в структуру урока необходимо вводить тестовый материал, задачи прикладного характера, выполнение лабораторных и практических работ, заданий на сравнение, обобщение, работы с учебным текстом, рисунками и таблицами. За годы обучения у школьников формируется системное мышление, понимание основополагающих теорий и законов биологии. Особенности биологии, как дисциплины естественнонаучного цикла, позволяют использовать возможности лабораторных и практических работ в рамках подготовки выпускников к итоговой аттестации по предмету.
Лабораторные работы - это один из практических методов обучающего взаимодействия педагога с учащимися, заключающийся в проведении школьниками по заданию учителя опытов с использованием специального оборудования. В процессе лабораторных работ учащиеся получают элементарное представление о методах научного исследования. Данный метод позволяет учащимся проверять на практике научные выводы, выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности. Проведение лабораторных работ стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы. Уроки с лабораторными работами являются очень ценными при обучении биологии, так как:
- во-первых, знания, полученные на лабораторных работах, хорошо запоминаются и долго держатся в памяти;
- во-вторых, на лабораторных работах учащиеся приобретают знания самостоятельно, путем непосредственного изучения объектов живой природы, а не в готовом виде;
- в-третьих, в процессе лабораторных работ учащиеся приобретают ряд практических умений и навыков;
- в-четвертых, лабораторные работы развивают у учащихся интерес к изучению природы;
- в-пятых, приучают учащихся доводить работу до определенного результата, воспитывают сознательную дисциплину труда, учат ставить цели работы, определять порядок вида деятельности в ходе работы, фиксировать результаты, анализировать их, формулировать выводы.
Организуя урок с лабораторными работами, учитель должен точно сформулировать ее цель и определить содержание работы, установить ее ход, четко спланировать продолжительность каждой ее части, составить задания, заранее приготовить объекты для исследования и подобрать все необходимое оборудование.
Лабораторные работы имеют большое значение в учебно-воспитательном процессе, так как в наибольшей степени позволяют реализовать системно-деятельностный, индивидуальный подходы в обучении. Ученик из объекта научения превращается в субъект собственной деятельности. Субъективная позиция школьника при выполнении данных видов работы обеспечивает развивающее обучение. При тщательно продуманной методике их проведения ускоряются темпы формирования у учащихся умений и навыков практического характера, а это в свою очередь оказывает положительное влияние на формирование познавательных общеучебных и предметных умений и навыков.
Таким образом, правильная организация и систематическое проведение лабораторных работ, в рамках программ по биологии, способствует более качественной подготовки обучающихся к итоговой аттестации по предмету.
Преподавание биологии с использованием УМК В.В. Пасечника (концентрический курс) позволяет подготовить обучающихся 9 классов к итоговой аттестации. Программа и содержание учебного курса биологии данного автора включает большое количество лабораторных работ. Материал большинства этих лабораторных работ отражен в вопросах ОГЭ по биологии. Так, например, содержание почти всех лабораторных работ курса биологии 5 и 6 классов, в той или иной мере вошло в экзаменационные материалы. При проведении лабораторных работ необходимо особое внимание уделять изучению биологических объектов, оформлению результатов и работе с разными видами биологической информации, в том числе с рисунками.
Лабораторная работа для 5 класса «Устройство микроскопа и приемы работы с ним» включает знакомство с устройством светового микроскопа и порядком работы с ним. В экзаменационный материал включены задания на определение оптических частей микроскопа по рисунку.
Лабораторная работа для 6 класса «Соцветия» предусматривает изучение строения некоторых соцветий, знакомство с разными типами соцветий на живом и гербарном материале, работу с рисунками учебника и выполнение рисунков школьниками в тетрадях. Среди заданий ОГЭ есть вопросы на выявление типа соцветия по рисунку.
Материал некоторых лабораторных работ не в полной мере соответствует содержанию вопросов ОГЭ по биологии. В такие работы можно внести изменения в задания или дополнения к ним. За счет этого появляется возможность проработать на уроке материал в соответствии с экзаменационным.
Например, лабораторная работа «Строение спороносящего хвоща (на примере хвоща полевого)» предусматривает изучение строения летнего и весеннего побегов хвоща на гербарном материале, выполнение рисунка пятиклассниками. Использование при выполнении данной работы дополнительных рисунков с изображением побегов хвоща, его спор и строения спороносного колоска, позволит более точно и полно ознакомить обучающихся с особенностями растений данной группы.
Лабораторная работа в 6 классе «Разнообразие листьев по признакам внешнего строения» включает знакомство с простыми и сложными листьями растений, разными типами листорасположения и жилкования листьев на живом и гербарном материале. Дополнительное использование рисунков, отражающих разнообразие простых и сложных листьев, форм листовых пластинок, типов жилкования и листорасположения позволит школьникам провести сопоставления с выбором признаков изучаемых растений. Данный вид работы соответствует заданиям ОГЭ на умение соотносить морфологические признаки организма или его отдельных органов с предложенными моделями по заданному алгоритму.
Лабораторная работа «Изучение внешнего строения птиц» включает рассмотрение не только внешнего строения чучела птицы, но и строения и разнообразия перьев. Для более детального изучения птицы семиклассникам предлагается дополнительный рисунок строения крыла птицы с перечнем обозначений к нему. Результаты работы оформляются в виде подписей к соответствующим рисункам и письменного ответа на вопрос об особенностях внешнего строения птиц связанных с полетом. Проведение данной лабораторной работы с дополнениями согласуется с рядом заданий, включенными в ОГЭ.
В 8 классе при проведении лабораторной работы «Осуществление врожденного мигательного рефлекса» целесообразно предложить учащимся не только проведение самого опыта с описанием наблюдений, но и оформление в тетради схемы рефлекторной дуги данного рефлекса, обозначив ее звенья. Задания на понимание осуществления безусловных рефлексов у человека, на умение работать с соответствующими рисунками включены в КИМ для итоговой аттестации по биологии.
Лабораторная работа «Рассматривание клеток бактерий, грибов, растений и животных под микроскопом» предусматривает изучение только растительной и животной клетки на готовых микропрепаратах, оформление соответствующих рисунков с указанием основных частей, видимых в микроскоп, а так же сравнение их строения. Для более полного выполнения данной работы и оформления результатов в виде сравнительных таблиц возможно использование рисунков в учебнике и дополнительных иллюстраций строения клетки гриба. Знания, полученные девятиклассниками, в ходе выполнения данной работы помогут им лучше усвоить материал об особенностях строения клеток эукариот и прокариот.
В процессе преподавания биологии в основной школе возможно использование дополнительных лабораторных и практических работ, предусмотренных в других УМК (В.В. Пасечника серия «Линия жизни», И.Н. Пономаревой, Н.И. Сонина), в рабочих тетрадях на печатной основе, в тетрадях для лабораторного практикума и других учебных пособиях разных авторов.
Например, в 5 классе большая лабораторная работа «Ткани растительного организма» может быть проведена при изучении соответствующей темы. Во время лабораторной работы обучающиеся используют материал параграфа, рассматривают клетки разных растительных тканей на готовых микропрепаратах и сравнивают увиденное с рисунками учебника и раздаточного материала. Заполняют таблицу «Ткани растений».
Лабораторная работа «Внешнее строение листа» в 6 классе согласуется с лабораторной работой «Разнообразие листьев по признакам внешнего строения», позволяет более детально изучить внешнее строения листа и разнообразие листьев однодольных и двудольных растений.
Значительную помощь в изучении животных окажут дополнительные лабораторные работы в 7 классе. Например, лабораторная работа «Внешнее и внутреннее строение кишечнополостных животных (на примере пресноводной гидры)» поможет выявить особенности внешнего и внутреннего строения кишечнополостных животных, тип симметрии тела, используя материал соответствующего параграфа учебника и дополнительные рисунки. В тетради школьники выполняют рисунок «Строение гидры пресноводной» с подписями и заполняют таблицу «Клетки тела гидры пресноводной».
Для лучшего понимания и наглядности при изучении вопросов строения клеток крови, развития эритроцитов, сравнения строения клеток крови у разных организмов, целесообразно провести в 8 классе лабораторную работу «Строение эритроцитов крови». В ходе работы учащиеся рассматривают клетки крови лягушки и человека на готовых препаратах и выданных рисунках «Клетки крови человека», «Клетки крови лягушки». Заполняют сравнительную таблицу и на ее основе формулируют вывод.
При выполнении заданий ОГЭ у выпускников часто вызывают затруднения вопросы на митоз с использованием рисунков. С целью дополнительной проработки данной темы возможно проведение лабораторной работы «Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками растения» в 9 классе. Для проведения данной работы используются готовые микропрепараты с делящимися клетками кончика корня, рисунки делящихся клеток кончика корня. В ходе работы учащиеся не только рассматривают клетки в период интерфазы и на разных этапах митотического деления, но и выполняют соответствующие рисунки.
Для более эффективной подготовки обучающихся к итоговой аттестации по биологии целесообразно использовать дополнительные занятия: факультативные, элективные, кружковые. На таких занятиях так же необходимо проводить лабораторные и практические работы. Дополнительные занятия рассчитаны на учащихся, мотивированных на сдачу экзаменов по биологии, что позволяет повысить результативность проводимых работ и более качественное повторение курса биологии.
Список литературы:
1. Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: М., Дрофа, 2020.
2. Пасечник В.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс: М., Дрофа, 2019.
3. Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. Животные. 7 класс: М, Дрофа, 2019.
4. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек. 8 класс: М., Дрофа, 2019
5. Пасечник В.В., Каменский А.А., Крикскунов Е.А., Швецов Г.Г. Биология. Введение в общую биологию. 9 класс: М., Дрофа, 2019.
6. Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. Биология. 7 класс: М., Просвещение, 2021.
7. Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. Биология 8 класс: М., Просвещение, 2019.
8. Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. Биология 9 класс: М., Просвещение, 2020.
9. Сонин Н.И.: Биология. Живой организм. 6 класс: М., Дрофа, 2020.