Система работы с одаренными детьми во внеурочное время
Система работы с одаренными детьми во внеурочное время
Автор: Ильина Зоя Николаевна
МОБУ "СОШ № 13", г. Сочи
Аннотация: Статья посвящена системе работы с одаренными детьми по математике во внеурочное время.
Ключевые слова: одаренный ребенок, система работы.
Тематическая рубрика: средняя школа.
Социально-экономические преобразования в российском обществе обусловили необходимость формирования интеллектуального и духовного потенциала нации. В связи с этим особенно актуальной становится задача создания российской элиты. Работа с одарёнными детьми признана одним из приоритетных направлений в образовании на государственном уровне.
Система деятельности по организации работы с одарёнными и талантливыми детьми мной строится следующим образом:
1. Выявление одарённых и талантливых детей: анализ особых успехов и достижений ученика. Создание банка данных по талантливым и одарённым детям. Диагностика потенциальных возможностей детей. Психолого-педагогическое сопровождение детей.
2. Помощь одарённым учащимся в самореализации их творческой направленности: включение в учебный план кружков. Организация исследовательской деятельности. Организация и участие в интеллектуальных играх и марафонах, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях. Вовлечение учащихся в систему дополнительного образования.
3. Контроль над развитием познавательной деятельности одарённых и талантливых школьников: контроль над обязательным участием детей данной категории в конкурсах разного уровня.
4. Поощрение одарённых детей: Благодарственные письма директора школы.
5. Работа с родителями одарённых детей: совместная практическая деятельность одарённого ребёнка, родителей и учителя. Поддержка и поощрение родителей талантливых детей (вручение грамот и благодарственных писем на торжественном приёме директора и в рамках праздника окончания учебного года и окончания школы – выпускной вечер).
План работы с одаренными детьми по математике
Цель:
1. Организация работы с учащимися, имеющими повышенный уровень мотивации, включение учащихся в исследовательскую деятельность.
2. Воспитание ученика как личности компетентной, успешной и востребованной обществом.
Задачи:
- формирование у учащихся устойчивого интереса к математике;
- выявление и развитие способностей по предмету;
- овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;
- интеллектуальное развитие учащихся, развитие креативного мышления, характерных для решения предметных ситуаций;
- подготовка к сознательному усвоению систематического курса математики;
- формирование навыков и умений применять знания в практической деятельности;
- формирование навыков и умений применять знания в не знакомой ситуации.
№ |
Мероприятия |
Сроки |
1. |
Составление списков обучающихся, успешных в освоении отдельных предметов или видов деятельности. |
Сентябрь |
2. |
Составление списков, обучающихся кружка «Математическая азбука». 5 класс. |
|
3. |
Составление списков, обучающихся кружка «Математическая азбука». 9 класс. |
Сентябрь |
4. |
Составление списков, обучающихся кружка «Математический олимп». 10 класс. |
Сентябрь |
5. |
Составление списков, обучающихся кружка «Математический триумф». 11 класс |
Сентябрь |
6. |
Составление списков, секции «Математика +» |
Сентябрь |
7. |
Проведение кружка «Математическая азбука». 5 класс. |
В течение года |
8. |
Проведение кружка «Математическая азбука». 9 класс. |
В течение года |
9. |
Проведение кружка «Математический олимп». 10 класс. |
В течение года |
10. |
Проведение кружка «Математический триумф». 11 класс. |
В течение года |
11. |
Проведение секции «Математика +» 9-11 класс. |
В течение года |
12. |
Организация научно-исследовательской работы обучающихся |
октябрь |
13. |
Проведение консультаций по математике для обучающихся с других школ города, имеющих повышенный интерес к предмету |
В течение года |
14. |
Организация и проведение Всероссийской олимпиады школьников по математике на школьном уровне |
октябрь |
5. |
Подготовка победителей Всероссийской олимпиады школьников по математике к участию на муниципальном уровне |
В течение 1 полугодия |
16. |
Организация и участие учащихся во Всероссийской олимпиаде школьников по математике на муниципальном уровне |
ноябрь |
17. |
Подготовка победителей Всероссийской олимпиады школьников по математике к участию на региональном уровне |
В течение 1 полугодия |
18. |
Выявление одаренных и способных детей к научно-исследовательской работе обучающихся |
Ноябрь-декабрь |
19. |
Организация и участие учащихся в муниципальных конкурсах, семинарах по математике |
В течение года |
20. |
Организация индивидуальных консультаций для обучающихся по вопросам определения тем научно-исследовательских работ |
В течение 1 полугодия |
21. |
Участие в школьной научно-практической конференции |
Декабрь |
22. |
Организация и участие учащихся в заочном туре объединенной межвузовской математической олимпиады школьников |
Декабрь-январь |
23. |
Организация и участие учащихся в заочном туре межрегиональной олимпиады для школьников 9-11 классов по математике «Паруса надежды» проводимой Российским университетом транспорта (МИИТ) совместно с другими транспортными вузами России. |
Декабрь-январь |
24. |
Участие в муниципальной научно-практической конференции «Первые шаги в науку» |
январь |
25. |
Участие в региональной научно-практической конференции «Эврика» |
Февраль-март |
26. |
Создание банка данных исследовательских работ |
В течение года |
27. |
Организация и проведение недели математики. |
По плану МО |
28. |
Организация и участие учащихся в очном туре объединенной межвузовской математической олимпиады школьников |
февраль |
29. |
Организация и участие учащихся в очном туре межрегиональной олимпиады для школьников 9-11 классов по математике «Паруса надежды» проводимой Российским университетом транспорта (МИИТ) совместно с другими транспортными вузами России. |
февраль |
30. |
Организация и участие учащихся в математическом конкурсе Кенгуру |
Март-апрель |
31. |
Организация и взаимодействие с общественными организациями и объединениями по вопросам работ с одаренными детьми |
В течение года |
32. |
Организация и проведение внеклассных мероприятий направленных на развитие творческих способностей обучающихся |
В течение года |
33. |
Подведение итогов работы, анализ работы с одаренными детьми, вручение грамот и благодарностей на итоговых линейках. |
Май-июнь |