Привитие младшим школьникам интереса к чтению на занятиях кружка "Разноцветные страницы"
Привитие младшим школьникам интереса к чтению на занятиях кружка «Разноцветные страницы»
(из опыта работы)
Автор: Голишева Людмила Андреевна
ГБУ ЦССВ имени Ю.В.Никулина
Аннотация: Чтение – традиционный и до сих пор самый распространенный способ получения знаний. В наш компьютерный век стремительно падает интерес детей к чтению художественной литературы. За четыре урока литературного чтения в неделю ребенок читает в классе 15-20 минут. При обсуждении произведения он в среднем проговаривает 8 – 10 предложений. А если это стеснительный ребенок и того меньше. Во внеурочное время дети практически не читают художественную литературу, очень редко посещают библиотеку. Вследствие чего возникают проблемы: словарный запас не пополняется, речь не развивается и далека от выразительности. Дети испытывают трудности в общении, не умеют устно или письменно излагать свои мысли. Проблемы чтения становятся все более актуальными.
Ключевые слова: чтение, литература, произведения художественной литературы.
Тематическая рубрика: Начальная школа.
«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя»
В.А. Сухомлинский
Современному обществу нужны образованные, творческие, умеющие самоопределяться и реализовываться граждане, которые могут управлять своей жизнью и готовы принять участие в жизни других людей. Учить этому нужно с детства: то, что заложено в детстве, потом развивается и совершенствуется. От состояния культуры детства (в том числе культуры чтения) зависит культура всего общества. Как известно, дети любят придумывать различные игры, сочинять сказки, небылицы, создавать ситуации, которые мы, взрослые, иногда считаем баловством. А ведь это не что иное, как стихийное проявление творчества. Побуждать к нему – значит обращать внимание воспитанников на внутренний, духовный мир человека.
У воспитанников, поступающих в ГБУ ЦССВ имени Ю.В.Никулина, отмечаются сниженная познавательная активность, нарушенная эмоционально-волевая сфера, неумение планировать свою деятельность по достижению цели, отсутствие достаточной учебной мотивации, наблюдаются быстрая утомляемость и повышенная тревожность, присутствует агрессивность (как защитная реакция), слабо сформированы навыки правильного поведения. Данные факторы являются причиной трудностей в обучении письму, чтению, счету, мешают развитию волевых процессов, а в ряде случаев задерживают психическое развитие. Объем представлений об окружающем мире у наших воспитанников ограничен, а знания бессистемны, поверхностны и неточны.
Несмотря на то, что основная масса воспитанников, поступающих в ГБУ ЦССВ имени Ю.В.Никулина педагогически запущенные дети – в них заложен огромный творческий потенциал. Задача педагога в условиях нашего учреждения: максимально развить каждого ребенка, раскрыть его потенциальные возможности, поддержать и развить естественное для его возраста желание узнавать как можно больше интересного, исследовать мир вокруг себя и себя в этом мире, подготовить младших школьников к обучению в средней школе.
Рано или поздно в жизни ребенка наступает время, когда он вполне успешно может складывать из букв слова, из слов – предложения. Значит ли это, что у него появляется потребность в чтении? Конечно же, нет. Как помочь ребенку открыть новый чудесный мир – мир книг? В этом нашим воспитанникам помогают внеурочные занятия в кружке по внеклассному чтению «Разноцветные страницы».
Программа кружка по внеклассному чтению «Разноцветные страницы» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, учебного плана и авторской Рабочей программы Л.Ф.Климановой «Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1 – 4 классы», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также планируемых результатов начального общего образования.
Предложенная программа предназначена для внеурочной деятельности с младшими школьниками, составлена с учетом индивидуальных особенностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и апробирована в ГБУ ЦССВ имени Ю.В.Никулина, рассчитана на 4 года обучения, из расчета 1 час в неделю.
Программа кружка реализует межпредметные связи с литературным чтением, русским языком, ознакомлением с окружающим миром, информатикой, изобразительным искусством, технологией и ЛЕГО – конструированием.
Цель: приобщение каждого воспитанника к книге и литературному чтению.
Задачи:
· научить осознанному, правильному, беглому и выразительному чтению;
· научить читать творчески, увлеченно;
· развить устойчивый интерес к чтению;
· развить навыки самостоятельной работы;
· развить творчество и познавательную активность;
· воспитать культуру чтения и любовь к книге;
· привить навыки работы с книгой.
· формировать читательский кругозор.
· воспитать чувство коллективизма;
· воспитать усидчивость.
Практическое значение:
· умение предопределять примерное содержание незнакомой книги по ее элементам и по внешним приметам;
· знание элементов книги: титульный лист, оглавление, предисловие или аннотация, послесловие;
· умение самостоятельно воспринимать и характеризовать избранную книгу в целом, прочитать произведение и воссоздать прочитанное по эпизодам;
· умение доводить начатую работу до завершения.
В настоящее время метод игры все решительнее завоевывает симпатии педагогов. Данные современной психологии и педагогики свидетельствуют о том, что наиболее интенсивное развитие личности ребенка происходит не на уроке, а в сфере свободного общения, досуга, труда, игры. Именно игра стала средством, с помощью которого мы стараемся усовершенствовать процесс воспитания культуры чтения. Игра пронизывает все воспитание читательской культуры. Известные слова А.М.Горького: «Игра для детей – путь познания мира» получили широкое распространение в практике нашей работы. Несмотря на то, что игра привлекательнее учебы, она не всегда легче и требует не меньшего внимания и целеустремленности. А.С.Макаренко подчеркивал: «В детском возрасте игра это норма, и ребенок должен всегда играть, даже когда делает серьезное дело. Надо пропитать игрою всю его жизнь».
Мы строим свою работу так, чтобы дети ощущали себя не объектом воздействия, а полнокровным субъектом деятельности. Педагог ориентируется на личность в целом, а не только на функции воспитанника как читателя. Понимая, что многие сегодняшние методы воспитания культуры чтения изжили себя, что читатели неохотно идут на контакт со взрослым во время традиционных бесед, читательских конференций, обсуждений, мы пытаемся при помощи широкого внедрения элементов игры оживить привычные формы массовой работы. Это и есть наш реальный вклад в воспитание ребят как творческих личностей, в воспитание культуры чтения. В данной практике можно отметить, что современные дети не всегда способны организовать коллективные игры, но с большим энтузиазмом включаются в игры, организатором и инициатором которых является воспитатель. Поэтому мы стараемся с помощью различных игр увлечь детей.
В любой игре предусматриваются творческие задания: например, на утреннике, посвященном творчеству С.Я.Маршака, отрывки из его произведений инсценируют сами читатели, выставки помогают оформлять активисты библиотеки, на этих выставках обязательно присутствуют творческие поделки воспитанников; условия игры мы вырабатываем вместе с детьми (сотворчество).
В игре важен не столько результат, сколь процесс переживаний, связанных с игровыми действиями (ситуации, проигрываемые ребятами, воображаемы, но чувства, переживаемые ими, реальны). Например, «Путешествие по книгам», где читатели на определенное время становятся путешественниками, «встречаются» с героями книг, очень интересны и занимательны «Интеллектуальные ринги по разным отраслям знаний». В результате подобных занятий происходит расширение кругозора детей, пробуждение у них интереса к книге.
У игры широкие развивающие возможности, и при кажущейся простоте проведения они требуют огромной подготовительной работы педагога, библиотекаря и младших школьников, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества.
В любой школе, будь то образовательная школа, гимназия или лицей, есть тихий уютный кабинет: ДОМ, где живут книги. Это библиотека – именно здесь формируется читатель. Первое занятие кружка всегда проходит в библиотеке. Ребята знакомятся с Домом, где живут книги. Они могут подержать в руках любую понравившуюся книгу, полистать ее и, конечно, сфотографироваться с ней на память! Творческая, интеллектуальная атмосфера в библиотеке способствует и хорошему настроению читателей, и воспитанию любви к книге, и развитию творческого потенциала участников.
Много разных и увлекательных занятий можно придумать и провести. Одно из которых – изготовление закладок. Вырезаем, рисуем, клеим, фантазируем, и закладки получаются яркие и веселые. А главное – они нужны для книжек!
При подготовке к литературно – познавательной игре по сказке С.Т.Аксакова «Аленький цветочек» ребята рисовали рисунки, писали доклады, готовили выступления.
Готовясь к Турниру знатоков «Широкая Масленица», ребята провели в библиотеке немало времени. Они узнали, откуда появился этот праздник, как его праздновали на Руси в давние времена, какие игры использовались. Воспитанники сделали подборку стихов, посвященную Масленице, побывали на празднике в усадьбе Деда Мороза в Кузьминках, после чего создали ЛЕГО – макет Усадьбы Деда Мороза. А самое главное – научились печь блины!
Итогом знакомства с творчеством С.В.Михалкова и его произведением стали детские рисунки.
После путешествия – викторины «Басни дедушки Крылова» ребята лепили сюжеты басен из пластилина и природного материала.
После того как первоклассники выучили все буквы и познакомились в библиотеке с творчеством С.Я.Маршака и его «Веселой азбукой про все на свете», они создали свой первый творческий проект «Город букв».
После тематической беседы «Весна пришла» в программе ПервоЛого был подготовлен творческий проект «В гости к весне!». Первоклассники проделали следующую работу: познакомились с рассказом К.Д.Ушинского «Четыре желания»; составили текст по теме «В гости к весне!»; напечатали текст; подобрали фон; украсили свою работу; сфотографировали, сохранили ее на рабочем столе и отправили педагогу на форум.
После проведения в библиотеке Часа вопросов и ответов на тему «Хлеб – всему голова» ребята подготовили рисунки, нашли в Интернете картинки по теме, подписали их и создали ЛЕГО – макет. Появился еще один творческий проект «Как машины помогают хлеб растить».
Виртуальное путешествие – викторина «Новый год шагает по планете» легло в основу проекта «Тайны зимнего волшебника». Ребята собирали в библиотеке материал для докладов, составляли глоссарий, используя словарь С.И.Ожегова, рисовали, создавали ЛЕГО – макет, писали письма Деду Морозу, ездили к нему в гости в Московскую усадьбу в Кузьминках. И неожиданно в ответ получили от него поздравление с Новым годом и приглашение на новогоднее представление «Сказка о снежной блесточке и волшебных фонариках»!
Вот такое письмо написал Дедушка Мороз нашим ребятам: «Здравствуйте, мои дорогие девчонки и мальчишки! Очень рад вашему письму! Я знаю, что вы обычные, трудолюбивые ребята. Хорошо учитесь, любите кино и театр, походы и экскурсии, подвижные игры и хорошие книги, знаю, что среди вас есть жонглеры, акробаты, эквилибристы, фокусники. Кто-то из вас владеет этим мастерством отлично, а кто-то только учится, значит, вы все тоже маленькие волшебники. Вы умеете делать то, что не могут другие ребята. И я горжусь вами! Ведь только терпением да старанием можно достичь определенных высот. Сам я давно уж стар и сед, но, несмотря на свой возраст, занимаюсь спортом, изучаю науки волшебства и милосердия, грамматики и этики, компьютерной грамотности и хочу шагать в ногу со временем. Это дается мне нелегко, но у меня есть желание и терпение. И вам желаю развивать эти качества. В своем письме хочу отметить понравившийся мне рисунок Роберта, поздравление светы, замечательные розы Вики, привет от Катюши и Танюшки, да и от всех ребят, воспитанников 3 группы. Всех вас поздравляю с Новым годом и Рождеством! Желаю здоровья, успехов, удачи. Пусть всегда на ваших личиках сияет улыбка и радует окружающих. С уважением, Дед Мороз».
Много времени провели ребята в библиотеке: подобрали 160 стихотворений разных авторов на зимнюю тему, напечатали, разложили по алфавиту и оформили в очень красивую «Разноцветную книгу Зимы».
После тематических экскурсий в библиотеку и бесед на различные литературные темы педагоги с воспитанниками организуют выставки книг и детских рисунков: «Поет зима - аукает», «С чего начинается Родина?», «Любимые стихи С.В.Михалкова», «Веселые стихи Д.Хармса», «В гостях у дедушки Корнея», «Веселые стихи о школе и школьниках», «Стихи русских поэтов о весне», «Золотая осень», «Дети читают русскую классику» и т.д.
Регулярно проходят в нашем учреждении тематические конкурсы чтецов. Основная цель конкурсов – воспитание у детей интереса к художественному слову, развитие умения выразительно читать стихи и публично выступать. Очень большое значение для воспитанников имеет оформление интерьера помещения, где проходят конкурсы: красочные иллюстрации к произведениям, выставки новинок детской литературы, выставка детских рисунков и поделок, выполненных ими самими. Все это создает атмосферу праздника. И тогда дети учатся воспринимать публичное чтение стихов как интересное и праздничное событие. Наши воспитанники активные участники и неоднократные победители школьных, окружных и городских конкурсов чтецов.
Кружок «Разноцветные страницы» не замыкается рамками кабинета. Мы широко используем также ресурсы нашей библиотеки: энциклопедии, словари, электронные интерактивные приложения к учебникам, мультимедийные презентации, мультимедийные плакаты и модули, мультимедийные тренажеры, интерактивные занятия в игровой форме, интерактивную энциклопедию Кирилла и Мефодия, видеофильмы и мультипликационные фильмы.
Так, день за днем, с самого первого посещения библиотеки, с постоянного общения с книгой в непринужденной обстановке, со знакомства с ее героями, в постоянном поиске и творчестве рождается читатель. Каким он станет, покажет время. Главное, чтобы это был не просто читатель, а грамотный гражданин, знающий и любящий историю и культуру нашего народа, умеющий правильно оценить себя в обществе, уважать окружающих.
Список литературы:
- Алексеева Л.Л., Анащенкова С.В., Биболетова М.З. Планируемые результаты начального общего образования; под редакцией Ковалевой Г.С., Логиновой О.Б. – М.: Просвещение, 2009 г.
- Гостимская Е.С., Мишина М.И. Внеклассное чтение: 4 класс: Дидактический материал.– М.: ВАКО, 2006 г.
- Гостимская Е.С., Мишина М.И. Внеклассное чтение: 3 класс: Дидактический материал. – М.: ВАКО, 2006 г.
- Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011 г.
- Калмыкова С.В. Программа элективного курса по внеклассному чтению. – М.: ПрофиСтарт, 2012 г.
- Кутявина С.В. Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению. 3 класс. – М.: ВАКО, 2006 г.
- Яценко И.Ф. Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению: 1 класс. – М.: ВАКО, 2007 г.
- Яценко И.Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению: 2 класс. – М.: ВАКО, 2006 г.