Духовно-нравственное воспитание учащихся на занятиях объединения "Историко-техническое моделирование"
Духовно-нравственное воспитание учащихся на занятиях объединения "Историко-техническое моделирование"
Автор: Маров Александр Анатольевич
МАОУ ДО «Дворец детского и юношеского творчества им. А.А. Алексеевой», г. Череповец, Вологодская область
Аннотация: В статье описан опыт педагога по поиску и использованию приемов и способов духовно-нравственного воспитания учащихся в процессе занятий в объединении «Историко-техническое моделирование» в современных условиях.
Ключевые слова: духовность, нравственность, воспитание.
Тематическая рубрика: общепедагогические темы.
Современная концепция отечественного образования в сфере духовно-нравственного развития и воспитания приоритетной целью указывает воспитание, социально-педагогическую поддержку становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного и компетентного гражданина России. Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации.
Согласно концепции, духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, а важнейшим условием успешного развития России есть формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться.
Таким образом, исходя из основных аспектов концепции, можно сделать вывод, что духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
В то же время современная система образования построена по принципу оказания образовательных услуг обучающимся со стороны педагога.
Определение образовательных услуг подразумевает педагогическую деятельность, направленную на удовлетворение образовательных потребностей ребенка вследствие чего они становится более образованным и воспитанным. В этом случае естественным будет вопрос: возможно ли полноценное воспитание и развитие ребенка, когда со стороны педагогов будут оказаны лишь какие-то образовательные услуги? И естественным будет ответ: скорее всего, нет, так как в данном случае отсутствует полноценный процесс обучения и воспитания. Ребенок выступает в роли потребителя, а педагог в роли менеджера, предоставляющего определенные услуги. Работает схема: оказал услугу – получил услугу.
В такой ситуации говорить о качестве воспитания и развития, а тем более духовно-нравственного воспитания и развития становится неуместным.
В данной ситуации неподдельное уважение и восхищение вызывает самоотверженный труд многих педагогов в школе, детском саду, дополнительном образовании, движимых неким внутренним чувством и болью за современных детей, оказавшихся беспомощными перед действительной картиной процветания безнравственности и вседозволенности, труд по введению элементов духовно-нравственного воспитания в свою повседневную педагогическую деятельность, без указаний свыше, на свой страх и риск.
В системе дополнительного образования вопрос о духовно-нравственном воспитании детей также остается актуальным. Введение в образовательно-воспитательное пространство элементов духовно-нравственного воспитания во многом позволит решить те задачи, которые отражены в современной концепции отечественного образования в сфере духовно-нравственного развития и воспитания. При этом элементы духовно-нравственного воспитания можно вводить в образовательный процесс при изучении любой темы программы и на любом этапе занятия.
В разработанной и реализуемой мною дополнительной общеразвивающей программе технической направленности «Историко-техническое моделирование» также подразумевается духовно-нравственное воспитание учащихся через дополнение школьного и семейного воспитания, удовлетворение их детской любознательности и потребности в положительных примерах, благодаря которым формируется правильное понимание многих слов, действий и поступков.
В течение всего срока обучения помимо основной технической деятельности дети знакомятся:
- с историей своего Отечества и зарубежных стран по различным историческим периодам,
- историей, традициями и достижениями своей малой Родины,
- с видными учеными-изобретателями и конструкторами,
- достижениями в области военной техники и промышленности,
- с важными историческими датами и войнами, в которых наш народ защищал свое Отечество и другие порабощенные народы от иноземных врагов.
Использование различных примеров из жизни нашего народа и его отношение к тем или иным событиям позволяет показать учащимся морально-этическую сторону поступка известного в русской истории человека, полководца, государственного деятеля или простого крестьянина, горожанина, воина в различных ситуациях. При этом очень важно раскрыть в примерах духовно-нравственную составляющую того или иного поступка, постараться разъяснить, почему именно так поступил данный человек, раскрыть детям такие нравственные понятия как снисхождение, честь, отвага, жертвенность, польза, красота подвига, храбрость, товарищество, прощение и многие другие.
Очень много таких примеров можно найти в истории Русской Православной церкви и Русской армии. При изучении военной техники и вооружений в качестве закрепления учебного материала приводятся примеры доблести русских солдат с использованием военной техники (самолеты, танки, военные корабли и др.); при рассмотрении событий, ставших судьбоносными в истории России, примеры подвига, как представителей духовенства, так и простых мирян. При ознакомлении с какими-то видными историческими деятелями, исследователями и изобретателями и их трудами можно в качестве примеров использовать высказанные ими цитаты, отражающие их внутреннее духовно-нравственное состояние.
Еще одной формой духовно-нравственного воспитания являются непринужденные беседы. В таком случае важно умение педагога подвести детей к беседе так, чтобы дети воспринимали потребность в такой беседе как естественную и считали, что именно они являются ее инициаторами. Конечно, при этом сама беседа не должна мешать их основной деятельности, но служить скорее полезным дополнением. Тема беседы может быть разная в зависимости от задаваемых учащимися вопросов, интересующих их житейских или школьных проблем.
В течение учебного года во Дворце детского и юношеского творчества реализуются помимо основных занятий по программам следующие направления деятельности: работа с семьей (родители), здоровьесбережение учащихся и работа с детьми в каникулы. Каждый педагог Дворца в течение учебного года по данным направлениям проводит с учащимися различные воспитательные мероприятия вне учебных занятий. В объединении «Историко-техническое моделирование» с детьми также проводится ряд воспитательных мероприятий различного содержания:
- по работе с семьей совместные прогулки на природу, совместные родительские собрания, участие в семейных конкурсах и выставках, совместное посещение мероприятий на темы краеведения и духовности;
- по здоровьесбережению учащихся фотопрогулки по городу и в окрестностях города, прогулки с элементами туристических походов, лыжные пробежки, состязания «Спорт-экстрим», беседы на темы о здоровом образе жизни, профилактики употребления психоактивных веществ. Примером таких мероприятий могут быть регулярно проводимые беседы и диспуты: «О вреде энергетиков», «А было ли пьянство на Руси», «Вся правда о кока-коле» и другие.
- по работе с детьми в каникулы различные викторины по историческим и историко-техническим темам (такие как, например, «Танковая викторина» или «Военная техника Второй мировой войны»), игровые турниры, беседы на различные краеведческие темы, духовно-нравственные темы и о проблемах современного общества как на базе объединения или Центра, так и в других организациях города (например, беседа «Почему нельзя играть в игральные карты» или интерактивное мероприятие «Подними Георгиевскую ленточку!»).
В каждом из таких воспитательных мероприятий педагогом помимо основных учебных задач решается и задача духовно-нравственного воспитания и развития детей. Педагог при проведении данных воспитательных мероприятий также может использовать различные примеры и сравнения духовно-нравственного отношения людей ранее живших и ныне живущих к тем или иным человеческим поступкам, вредным привычкам, отношению к своему здоровью и злободневным общественным проблемам. Учащиеся начинают проигрывать различные варианты отношения людей к конкретному поступку или проблеме. При этом учащимся предлагается не только описание поступка, вредной привычки или какая-то житейская проблема, но и возможность обсуждения поднятой проблемы с поиском ответа на закономерный вопрос: правильно или неправильно поступил кто-то в том или ином случае и почему именно так.
Как показывает практика, дети очень охотно откликаются на предложения педагога поговорить на какие-то интересные и насущные темы по духовно-нравственным вопросам. И в их лице педагог найдет достойных слушателей, потому что в суете нынешних дней с ними порой никто еще так открыто и откровенно не разговаривал.
Результатом такой деятельности педагога является то, что учащиеся становятся способными видеть и анализировать свои поступки и поступки окружающих, определять насколько они нравственны или безнравственны. Происходит пересмотр внутренних ценностей. Даже если ребенок еще не способен на такой глубокий анализ, то, по крайней мере, он под воздействием рассмотренных примеров духовно-нравственного поведения начинает различать плохие и хорошие поступки. В какой-то степени ребенок, как у Владимира Маяковского, осознает «что такое хорошо и что такое плохо». И еще одним важным результатом такой деятельности на занятиях объединения «Историко-техническое моделирование» является то, что учащиеся приобщаются к духовно-нравственному наследию своего народа и своей «отчизны».
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что при явно видимой несогласованности концепции о духовно-нравственном воспитании и развитии и потребительском подходе к процессу обучения и воспитания через оказание образовательных услуг, педагог вынужден выискивать различные способы в восполнении пробелов в духовно-нравственном воспитании детей. Данные способы в большинстве своем основаны на доверительном, непринужденном и постоянном общении педагога и ребенка. Личным примером и ежедневным подвигом педагог закладывает в детские головы понимание истинных человеческих ценностей: духовных и нравственных, порой так противоречащих современной окружающей действительности.