Подбор репертуара для начинающих гитаристов
Подбор репертуара для начинающих гитаристов
Автор: Земцов Игорь Юрьевич
МАУДО "ЦДОД", г. Усинск
Аннотация: Одно из требований к репертуару для начинающих исполнителей - его разнообразие. Дети нуждаются в постоянном обновлении репертуара, их утомляет однообразие. Вместе с тем педагог должен учитывать музыкальные способности и предпочтения каждого ученика.
Ключевые слова: подбор репертуара, игра на гитаре, обучение гитариста.
Тематическая рубрика: Общепедагогические темы.
Первая встреча с учеником-это всегда волнующий момент для педагога и ребенка. С первых уроков необходимо завоевать доверие ученика. В общении с учеником следует поставить перед собой задачу, чтоб он доверился вам, с желанием и искренне рассказал о себе, друзьях и своих увлечениях. Надо заинтересовать его так, чтобы он шел на занятие с радостью и в приподнятым настроении и на первых порах не потерял веру в себя, получал удовольствие от каждой встречи с музыкой. Как выбрать репертуар для юного гитариста, чтобы с первых уроков не отбить охоту заниматься музыкой. Это очень важный аспект, для того чтобы добиться успеха в нашей профессии.
Репертуар должен соответствовать возрасту ученика и выбор музыки должна быть максимально ему понятен и по возможности знаком. Одно из требований к репертуару для начинающих исполнителей - его разнообразие. Дети нуждаются в постоянном обновлении репертуара, их утомляет однообразие. Вместе с тем педагог должен учитывать музыкальные способности и предпочтения каждого ученика. При знакомстве с новой пьесой, я проигрываю ее ученику и спрашиваю, нравится ли она ему, а при работе с ребятами постарше предлагаю несколько произведений на выбор.
При выборе репертуара для концертной деятельности необходимо учитывать не только программные задачи, которые вы поставили, но и черты характера ребенка, темперамент, артистизм и новые современные веяния. Мир образов произведений, которые вы будите изучать, должен быть знаком ребенку. Это в первую очередь детские и народные песни. На выручку приходят музыка из наших любимых мультфильмов.
Очень хорошо, если пьеса имеет сюжет (например, хорошо известная «Маленькой ёлочке холодно зимой» — новогодняя хороводная детская песня. Композитор: Михаил Иванович Красев или Р. Шуман “Марш солдатиков”)
Работая над новой пьесой можно придумать о ней целый рассказ; замечательно, если ребенок включается в игру и помогает вам в этом. Например, разучивая русскую народную песню «Два весёлых гуся» (Песенка из мультфильма «Весёлая карусель»).
Содержание пьесы, ее характер помогают раскрыть элементы звуко изобразительности в музыке. Например, в моей пьесе «Разминка», мы используем манеру игры имитирующую тирольское пение, когда определенные ноты чередуются с открытой струной.
При знакомстве с новой пьесой, если ребенок ее раньше уже слышал, я пропеваю мелодию вместе с учеником. Так, на мой взгляд, лучше запоминается материал. Кроме того, иногда я сочиняю к своим пьесам стихи. Они помогают понять, о чем эта пьеса, делают музыку образной, живой, выразительной. Стихи должны не только ярко рисовать главного героя пьесы, но и учить чему-то хорошему. Я часто обращаюсь в своем творчестве к сказочным сюжетам, т.к. сказка - излюбленный детский жанр и ребята всегда с удовольствием играют такую музыку.
Многие начинающие музыканты объединены общим рвением к спешке. Тому могут сопутствовать несколько предпосылок: недовольство своим темпом игры, желание поскорее освоить материал, ограниченность времени, незаинтересованность в качественной игре на гитаре, рвение освоить всё и сразу. Очень важно выбирать очень важно
Замечательно, если пьесы для начинающих сопровождаются рисунками. Таких сборников, к сожалению, немного, но я могу привести в пример сборник В. Бранда «Гитаре - слово…» или сборник И. Лонского «Буратино». Стихи и иллюстрации будят фантазию ребят, побуждает их к сотворчеству.
Кроме образного содержания, пьесы для начинающих должны включать в себя новые исполнительские приемы, штрихи, т.е. репертуар должен постепенно усложняться.
После одноголосых произведений, мы переходим к двухголосным, осваиваем игру терциями, арпеджио. Изучение штриха легато, например, можно закрепить на пьесе Л.Ивановой «Белочка и дятел», а освоение восходящего легато на этюде В.Кондрусевич «Следы дождя на стекле» и т.д.
Уже с первого года обучения я играю с учениками в ансамбле и заметила, что это неизменно им нравится. С большим удовольствием дети исполнят дуэт А.Виницкого «Дождик» (при этом мы еще осваиваем натуральные флажолеты), ансамбли С.Ветушко «Румба», «Мой друг - Карлсон», «Три медведя» и мн.др.
При работе над полькой “Собачий вальс” (небольшая и незатейливая пьеса для фортепиано), мы используем четыре музыкальные партии, причем каждому из ребят отведена своя роль в этом ансамбле. Я вижу как они ответственно относятся к тому, что им необходимо сыграть и как не подвести друг друга. У кого-то партия баса, у кого-то ритм гитары. Кто-то исполняет саму мелодию, а кто-то имитирует ударные. Это наш первый опыт работы в ансамбле, и он очень ценен для нас.
На этом этапе обучения, безусловно, необходимо опираться в первую очередь на классическое гитарное наследие: сочинения М. Каркасси, М. Джулиани, Ф. Карулли, Ф. Сора, Д. Агуадо, Ф. Тарреги и др., т.к. кроме высокой художественной ценности их сочинения включают в себя все разнообразие гитарных приемов и закладывают прочный фундамент хорошей исполнительской школы.
Что касается пьес русских авторов, то учитывая способности и интересы каждого ученика, я обращаюсь при работе с начинающими также к музыке А. Иванова-Крамского, П. Вещицкого, А. Петерсона и др.
Подводя итог вышесказанному, замечу, что при работе над любой пьесой на начальном периоде обучения главная задача педагога - разбудить у ребенка любовь к музыке, создать «ситуацию успеха», заставить его поверить в свои силы.