Проблемы физического образования в условиях дистанционного обучения
Проблемы физического образования в условиях дистанционного обучения
Автор: Биданов Талгат Сагингалиевич
ФГКОУ «ВКК СК РФ им. Ф.Ф. Слипченко», Волгоград
Аннотация: Данная статья освещает некоторые проблемы педагогической деятельности в условиях дистанционного обучения.
Ключевые слова: проблемы физического образования, практика преподавания, дистанционное обучение.
Тематическая рубрика: общепедагогические темы.
При создании модели внутри школьного физического образования с учетом требований к результатам освоения учебной программы по физике на старшей ступени, а также с учетом выбора обучающимися общеобразовательных предметов и уровня их изучения, а также при построении вариативной части модели школьного физического образования основными трудностями выступают следующие позиции:
- Формирование мотивации к изучению предмета у низкомотивированных учащихся.
- Недостаток учебного времени для закрепления материала и использовании УУД в практике решения физических задач.
- Материально-техническое оснащение кабинета физики, включающее демонстрационное и лабораторное оборудование.
- Отсутствие дидактической, методической литературы и контрольно-измерительных материалов для реализации идеи разноуровнего физического образования. Большая часть личного времени уходит на разработку.
- Использование трехбалльной системы оценивания в разноуровневом обучении.
- Сложность применения горизонтального образования: группа учащихся готовы углубляться в материал, а другая группа совершенно не владеют материалом ввиду личной низкой мотивированности к учебной деятельности. При этом требуется вести работу с низкомотивированными детьми, тем временем мотивированные проводят повторительно-закрепляющую работу, так как самостоятельно углубляться в материал не способны. Таким образом происходит «усреднение» ученика.
Основным направлением современной учебной деятельности является личностно-ориентированная концепция образования, которая предполагает развитие личности, и именно личность является главенствующей в образовательном процессе, а не обучение. Таким образом, развитие у учащегося образовательных знаний, умений, всеразличных навыков в учебном процессе становятся не целью обучения, а средством развития личности. Теряется значимость отдельных предметов и, как следствие, происходит слияние группы предметов. Создается возможность выбирать предметы для дальнейшего изучения. Комплексно, всё стекает к тому, что требования к изучению предметов по выбору снижаются, ввиду лояльности, так как ребенок старательно ведет подготовку к сдаче экзаменов государственной итоговой аттестации. А двухчасовой нагрузки базового обучения предмету по факту недостаточно, чтобы изучить с мотивированными учащимися в должной степени достаточно большой объем предметного материала. И это остается проблемой физического образования.
Основным вопросом, конечно, является дистанционное обучение, которое стало актуальным направлением современного образования в свете текущей сложившейся эпидемиологической ситуации в мире. Теперь учеба, покупки, развлечения, общение, культурные мероприятия – всё проходит через призму сети интернет. Возможно, технически, окружающий мир готов к глобальным изменениям, но сознание еще не готово отпускать сложившиеся традиционные устои.
В стремительно изменяющимся мире нужно расти и развиваться прежде всего именно учителям, чтобы даваемые им знания и методика подачи этих знаний были востребованы и актуальны. К тому же на замену всегда стремится прийти «автоматизация» и «оптимизация» современного общества. Им на замену спешат информационно-коммуникативные достижения современного мира: краткие интернет уроки, различные разборы и обзоры темы, задачи и т.п. Проводятся дистанционные вебинары, семинары, различные обучающие курсы. Репетиторы онлайн. Школы - онлайн! Безусловно, что данное направление будет расти и развиваться, так как это уже средство заработка денег, охватывая большую территорию потребителей образовательного процесса, назовем так. Так как речь идет не только об учащихся и студентах. Это может быть любой сотрудник организации, которому требуется пройти повышение квалификации или освоить определенный навык, например, выучить иностранный язык.
Главной особенностью проведенного дистанционного обучения являлось предоставление возможности проявлять самостоятельность учащихся (под пристальным присмотром родителей или представителей детей) при изучении учебного материала. Безусловно, что требуется применять личностно-ориентированный подход в образовательном процессе, так как требуется вести работы дистанционно с каждым отдельным учащимся, учитывая его сложившиеся условиями обучения.
Самостоятельность и отношение субъектов образовательного процесса – это индивидуальный подход с рядом вытекающих трудностей, которые мы постараемся вместе рассмотреть. Начнем с источников знаний. Первым источником является книга – учебная литература - она не поясняет отдельные частные случаи и направленно только на общее понимание темы. Но с первостепенностью книги можно поспорить, так как доступность интернет ресурсов способствует развитию лености и провоцирует использовать готовые ответы на домашнее задание. И так как ответы уже есть в глобальной сети, не каждый ребенок, могу предположить, будет посвящать свое время на изучение материала.
Вторым источником получения прямых знаний служит интернет – уроки, даваемые самим учителем, либо иные информационные записи. Здесь недостатком процесса было невозможность контроля присутствия учащихся при прослушивании лекционного материала. Только тест или иной контрольно- измерительный способ оценки полученных знаний учащихся был способен предоставить статистическую оценку усвоения знаний. Здесь следует добавить проблему плагиата. Если учащийся не желает проявлять самостоятельность и учиться, то его не заставить (тем более дистанционно). Безусловно, при наличии различных рычагов давления, он выполнит необходимый минимум заданий. Но качество такой работы, говоря математическим языком, будет стремиться к нулю. Если учащийся мотивирован продолжать качественную и самостоятельную работу по получению знаний, то при любых условиях он будет стремиться относиться к учебному делу с полноценной отдачей.
Предложу пример: в условиях массового плагиата выполнения домашнего задания (а в физике , в первую очередь, это задачи и вопросы по теории), было предпринято решение по развитию интереса к учебному процессу и проявления индивидуальных качеств учащихся, оценке самостоятельности учащихся и развитию их проектно-исследовательских качеств. Дети получили индивидуальные практические задания с подробными методическими рекомендациями. Около 30 % учащихся проявили самостоятельность, ответственно и с планируемым нами интересом проделали заданную работу. Около 60 % учащихся воспользовались взаимопомощью – продублировали чужие работы, не проявив самостоятельности. Около 10 % учащихся по различным причинам не предоставили свои работы, не выполнив работы. Единичные случаи среди мотивированных детей были, когда учащийся не выполнил работу, при этом не воспользовавшись «готовыми домашними заданиями» общедоступными ресурсами, не приносящими никакой пользы.
Цитируя одно из писем: «Я не разобрался с текущей темой. С задачей не справился. Списывать из готовых домашних заданий из интернет ресурсов не стал, так как это будут не мои знания…». Данное проявление самостоятельности не может не радовать! Были предприняты также ряд других действия с целью повышения качества знаний и обученности детей в условиях самостоятельной подготовки. Проводился постоянный мониторинг, анализ проделанной деятельности, велись с постоянной периодичностью корректировки рабочей программы по предмету.
С целью развития личностной заинтересованности и мотивации кадет к изучению предмета было предложено провести дистанционные практические работы исследовательского характера. Данный тип работы принес положительную динамику качества обучения предмету. Вырос процент самостоятельного выполнения домашнего задания, наблюдался рост интереса кадет к полученным практическим заданиям, были получены от кадет много дополнительных вопросов и предложений по практическим работам, что говорит о мотивации к изучению предмета. Среди учащихся были самовыдвиженцы к продолжению исследовательской деятельности, с которыми по результатам совместной работы приняли участие в региональном конкурсе исследовательских и проектных работ и заняли призовое место.
Отмечу, что нынешнее поколение детей и молодежи излишне привязано к смартфонам и прочим гаджетам. Дистанционное обучение привязывает детей к смартфону или к персональному компьютеру. Напрашивается проблема сохранения здоровья подрастающего поколения. Зрение и осанка, концентрация внимания, коммуникативные навыки общения «в живую» с другими людьми, творческое развитие, влияние компьютерных игр на психологическое развитие и состояние детей и т.д.
Подведение итогов практики преподавания предмета в условиях дистанционного обучения: наблюдалась положительная динамика отношения кадет к самостоятельному выполнению поступающих заданий и рост интереса к предмету. Улучшился также коэффициент качества знаний, осуществление планируемых результатов образовательного процесса в условиях дистанционного обучения прошло в полной мере.
Как показала практика, имеются ряд проблемных вопросов общего и индивидуального характера, снижающие качество образовательного процесса в условиях дистанционного обучения. Главным выводом полученного нами опыта следует выделить то, что следует проявлять готовность к возможному повторению работы в условиях дистанционного обучения, а значит, следует принять во внимание и постараться найти пути решения к возникшим вопросам практического применения дистанционного обучения. Проблема многогранная, и мы лишь заглянули за ширму данных нововведений. Это были некоторые мои взгляды, над которыми еще предстоит работа по осмыслению и дальнейшему использованию своих идей в своей педагогической деятельности.