Работа с одаренными детьми как одно из приоритетных направлений современного образования
Работа с одаренными детьми как одно из приоритетных направлений современного образования в рамках реализации ФГОС ООО
Авторы: Горбунова Анна Алексеевна
и Черникова Оксана Михайловна
МБОУ "СОШ № 199", г. Новосибирск
«В каждом ребенке дремлет птица, которую нужно разбудить для полета ...»
В.А. Сухомлинский.
Сегодня современные реалии таковы, что в российском обществе возрастает потребность в людях нестандартно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. И задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Одарённые, талантливые дети — это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи.
«Сейчас в мире, как вы знаете, идёт напряжённая борьба за интеллектуальные ресурсы. И для нас очень важно не потерять ни одного талантливого ребёнка. Работа по их выявлению и сопровождению по жизни, во всяком случае, в той её части, которая касается получения образования и профессиональных навыков, должна быть приоритетной», – подчеркнул президент России в своем ежегодном Послании Федеральному собранию.
В Федеральном государственном образовательном стандарте особо акцентируется работа с одарёнными детьми в школе. И одним из направлений реализации национальной образовательной инициативы является система поддержки талантливых детей. В ФГОС прописан социальный заказ общества, ориентированный на творческую, активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях. Это находит отражение в создании новых условий обучения школьников, направленных на оптимальное развитие одаренных детей (включая детей, чья одаренность на настоящий момент, может быть, еще не проявилась), а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.
Таким образом, задача раннего выявления, а затем обучения и воспитания одаренных и талантливых детей, составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования.
Работа с одаренными детьми – одна из приоритетных в деятельности любого учителя. Работа эта ответственная и сложная. В настоящее время, реализация ФГОС второго поколения создаёт возможности для развития одаренности и творческого потенциала личности школьника. Практически каждый предмет школьной программы может быть использован, как площадка для выявления и поддержки креативных учеников, развития и закрепления их творческого потенциала. Кроме того, изменяя тактику преподавания учебных дисциплин можно существенно улучшить показатели общей успеваемости, не выходя при этом за рамки учебного плана.
Большим образовательным, воспитательным и развивающим потенциалом для всестороннего развития личности обладает иностранный язык. Я как учитель иностранного языка должна заинтересовать своим предметом, его значимостью на современном интегрированном развитии общества, научить их логически мыслить, обогатить их познания, словарный запас, занимать их творческими, проблемными заданиями, дать толчок творчеству и пробудить воображение, предпринимать все возможное для развития их одаренности.
В нашей школе для такой работы неограниченное поле деятельности. И мы верим, что каждый его ребенок одарён, но по-своему. И способности, и талант – это понятие индивидуальное. Кому-то дан дар слова, кто-то явно имеет художественные способности, кто-то музыкален. Есть дети, способные к анализу, а есть - имеющие склонность к обобщению, есть прирождённые исследователи, которым часто интересен сам процесс исследования даже больше, чем его объект. В нашей школе немало детей, которые нас радуют, приятно удивляют своим умом, творческими способностями. Мы стараемся вовремя увидеть их, а затем поддержать и развить, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Систему работы с одаренными детьми по английскому языку можно разделить на три части:
1 - урочная деятельность - инновационные уроки: уроки с ИКТ, проекты, круглый стол, экскурсия, диспут, дебаты, пресс-конференция, ролевая игра, интегрированные уроки;
2 - внеклассная работа: предметные олимпиады, предметные декады, спецкурсы, научно-исследовательская работа, консультации, творческие домашние задания;
3 - система дополнительного образования – дистанционные олимпиады, дистанционные курсы, самостоятельная работа учащихся.
Реализацию создания условий для развития личности в обучении иностранному языку мы осуществляем в основном, на учебных занятиях, то есть на уроке, где учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, уровень предметных знаний и уровень обученности в целом. Урок является основой для работы с одаренными детьми, но в данном случае он требует иной композиции, иного содержания и иной организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Существует четыре основных подхода в работе с одаренными детьми: ускорение, углубление, обогащение, проблематизация.
Все эти подходы требуют нестандартных форм урока, которые позволяют поддерживать и сохранять интерес к предмету, развитию познавательной деятельности учащихся. Мы - учителя, и перед нами стоит задача поиска таких технологий, при которых каждый бы ребенок раскрыл свою индивидуальность, свои способности. Стараемся построить урочную деятельность таким образом, чтобы каждый учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Все чаще применяем новые технологии, которые отвечают критериям личностно-ориентированного образования и помогают работе с одаренными детьми. В своей работе используем:
· разноуровневую технологию
· метод проектов
· элементы технологии «развитие критического мышления»
· индивидуальные формы работы
· творческие задания.
Разноуровневая технология – когда одаренные дети собираются в одну группу на уроке иностранного языка и каждая группа получает одинаковое задание. При этом оговаривается роль каждого ученика в выполнении задания. Сильный ученик выполняет роль учителя: помогает понять прочитанное, грамматические структуры, лексику, исправляет ошибки в случае необходимости. Считаю, что такая организация деятельности позволяет каждому реализовать себя в меру своих возможностей и способностей; видеть и ощущать продукт собственной деятельности, иными словами, каждый ученик развивает себя как личность посредством коллективно творческой деятельности, анализирует и сравнивает себя с другими, строит планы на будущее – быть не хуже других.
Используем технологию развития критического мышления. Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни. Для развития критического мышления учащихся я применяю следующие методы и приёмы:
- Прием «Кластер» позволяет каждому выделить значимые именно для него понятия. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме. Составление «кластера» позволяет свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.
- Приём «Верите ли вы, что…» позволяет анализировать, сравнивать, развивать воображение, развивает умение доказательно обосновывать своё мнение.
- Приём «Синквейн» дает возможность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, что отнюдь не просто. Безусловно, интересно использование синквейнов и в качестве средства творческого самовыражения. Каждый ученик имеет от 5 до 7 минут, чтобы написать пятистишье. Эффективный способ организации работы - это работа в парах. Составляя синквейны, каждый может показать свой талант. Если стихотворение получилось эмоциональным и передает всю суть, то ученик в точности справился с заданием. Подобные виды работы помогают учителю увидеть учащегося класса не только как ученика, но и как личность, индивидуальность с только ему присущим видением и восприятием окружающего мира.
1 строка - 1 существительное (тема)
2 строка - 2 прилагательных (раскрывающие тему)
3 строка - 3 глагола (описывающие действия по теме)
4 строка - 1 предложение (отношение к теме)
5 строка - 1 слово-резюме (синоним темы)
Приём «Ромашка Блума» стимулирует различные виды мышления посредством вопросов разных уровней сложности
I уровень – простые вопросы, которые требуют однозначных ответов (What? Where? When?)
II уровень – уточняющие вопросы (He is confident , isn’t he?)
III уровень – интерпретирующие вопросы. По сути своей уточнение точки зрения, поиск гипотезы, перенос знаний в иную область (Why?)
IV уровень – оценочные вопросы, которые требуют от учащихся умения оценивать, сопоставлять (What is your opinion?)
V уровень – творческие вопросы. Требуют от учащихся показа предпосылок, составления прогноза (What will happen next? If… what …?)
VI уровень – практические вопросы (What would you do if…?)
- Метод мозгового штурма — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности.
- Метод «Дискуссия» – это обсуждение вопроса по заданной теме.
Также мы используем творческие задания во время урока, например, придумать загадку; составить чайнворд, кроссворд, ребус; конкурсы сочинений; конкурсы переводчиков; составить quiz по заданной теме.
С одаренными детьми также проводим индивидуальную работу. Мы считаем своей основной задачей - на основе диалога и совместного поиска помочь таким детям выработать наиболее эффективную стратегию индивидуального роста и разработать индивидуальный образовательный маршрут развития их способностей. Для таких детей постоянно проводим консультации.
Важнейшей формой работы с одаренными учащимися являются олимпиады. Мы считаем, что олимпиады способствуют выявлению способных учащихся для дальнейшей поддержки и развития их творческих способностей и интереса к научной деятельности, созданию необходимых условий для поддержки одаренных детей.
Участие в олимпиадах создает основу для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемого иностранного языка, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, расширяет и систематизирует знания о языке лингвистический кругозор и лексический запас. Существуют много конкурсов и олимпиад по иностранным языкам, но наши ученики принимают участие в следующих конкурсах:
- Международный игровой конкурс по английскому языку British Bulldog.
- В районном и городском конкурсах «Talent Show-2019».
- В районном конкурсе «Конкурсе талантов» «Пение соло» на английском языке.
- ELC.
Одним из ключевых направлений в работе с одаренными детьми становится стимулирование креативности учащихся. Исследовательская работа школьников представляет собой хорошую школу умственного труда с высоким содержанием творчества, с одной стороны, и строгости в результатах - с другой. Исследовательская работа в научном обществе даёт ученикам огромные возможности для закрепления многих учебных навыков и приобретения новых компетенций:
· развивает у школьников творческие способности и вырабатывает у них исследовательские навыки (реферирование литературы, оформление библиографии, создание структуры работы и оформление её);
· формирует аналитическое и критическое мышление в процессе творческого поиска и выполнения исследований;
· даёт возможность проверить свои наклонности, профессиональную ориентацию, готовность к предстоящей трудовой деятельности;
· воспитывает целеустремленность и системность в учебной, и трудовой деятельности;
· благодаря достижению поставленной цели и представлению полученных результатов способствует их самоутверждению.
К одарённым нужно относиться очень бережно. Они особенно ранимы, каждый очень индивидуален, необходимо признавать ценностные значения их природных дарований. Одной из важнейших задач педагога при работе с одаренными детьми является создание благоприятной обстановки в коллективе и разрешение конфликтных ситуаций. Важно отметить, что гиперопека таланта может привести к печальным последствиям обожествлению самого себя и унижению других, а также к отказу от дальнейшего самосовершенствования.
В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми — это многогранный, захватывающий и никогда не прекращающийся процесс. Ведь дети- национальное достояние страны, а одаренные дети-её интеллектуальный и творческий потенциал.
«К любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием ...».
У. Черчиль говорил, что «пессимист видит трудности при каждой возможности; оптимист в каждой трудности видит возможности». Эти слова по сути можно отнести к одаренным людям. Давайте же будем оптимистами, поскольку одаренное поколение - это наше будущее!