Инфографика - новый тренд в образовательном процессе

Дата публикации: 2019-12-26 06:50:35
Статью разместил(а):
Булатецкая Алла Сергеевна

Инфографика - новый тренд в образовательном процессе

Авторы: Булатецкая Алла Сергеевна

и Филипповская Елена Васильевна

ГБПОУ ЯНАО «Ноябрьский колледж профессиональных и информационных технологий», г. Ноябрьск

 

Аннотация: Статья посвящена применению инфографики как инструмента развития визуального мышления студентов. Описан опыт использования инфографики в образовательном процессе  Ноябрьского колледжа профессиональных и информационных технологий.

Ключевые слова: инфографика, визуальное мышление, компетенция, МИГ-компетентность.

 

В группе общих компетенций, выделяемых Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования для всех направлений подготовки, особое место занимают требования осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. Разнообразие информационных источников, представленных данными в различных медиа форматах, а также тенденция к информатизации образовательного пространства способствуют внедрению в практику педагогической деятельности эффективных технологий, механизмов, инструментов и приемов работы с учебной информацией. В основе содержания современного образования лежит необходимость формирования универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Первостепенной задачей педагога становится формирование у обучающихся умений осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Более того, будущий специалист должен уметь понимать, преобразовывать, анализировать, воспроизводить информацию, используя различные способы подачи данных. Как известно, наибольшее количество информации, обрабатываемой человеком, носит визуальный характер. Необходимость работы в пространстве визуальной информации способствует профессиональному росту и самореализации, потому что данный вид информации направлен на развитие визуального мышления, которое в психологической концепции определяется как «человеческая деятельность, продуктом которой является порождение новых образов, создание новых визуальных форм, несущих определенную смысловую нагрузку и делающих значение видимым» [1]. На наш взгляд, актуальной является теория о том, что необходимо обучать студентов преобразовывать вербальную информацию в визуальную, систематизируя и логически выстраивая ее, обоснованная П. Н. Виноградовым, О. А. Голицыной [2].

Таким образом, эффективным способом визуализации информации выступает инфографика – актуальное направление коммуникативного дизайна, представляющее собой синтетическую форму организации информационного материала. Инфографика включает в себя как визуальные, так и текстовые элементы, выполняющие пояснительную функцию. В зависимости от целей обучения, его аудитории или конкретного предмета инфографика, как способ компоновки информации, может иметь статичный, анимированный или интерактивный характер.

В образовательном процессе выделяют два направления работы с инфографикой [3]. В первую очередь, инфографика создается преподавателем для решения образовательных задач с целью привлечения внимания обучающихся к теме. Второй вариант  подразумевает в процессе создания инфографики непосредственное участие обучающихся (индивидуальное и/или в составе небольшой группы): проведя собственное исследование, студенты анализируют и структурируют материал для дальнейшего его «конвертирования» в графическую форму с помощью различных инструментов. Такая работа способствует более глубокому погружению в изучаемую тему, развивает критическое мышление, личностные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия. Также необходимо отметить, что создание инфографических объектов и обучение студентов их детальному анализу способствуют эффективному формированию у них визуальных образов, с чем и связана в первую очередь цель использования визуализации в образовательном процессе.

В обоих вариантах процесс создания инфографики включает в себя несколько этапов: формулирование целей и задач, которых необходимо достичь с помощью инфографики (в зависимости от предметной области); подбор необходимого тематического материала (тексты, таблицы, диаграммы, изображения и др.); аналитика, обработка данных, унификация формы их представления; построение понятной визуализации с применением доступных технологий.

Стоит отметить, что педагог при работе с инфографикой должен ставить перед собой такие задачи: передача сути через визуальный образ, появление эмоциональной реакции у реципиента информации, помощь студенту творчески представить результаты собственного исследования.

Приведем несколько примеров использования инфографики в образовательном процессе, апробированных преподавателями ГБПОУ ЯНАО «Ноябрьский колледж профессиональных и информационных технологий».

Особое место создание инфографических объектов занимает в подготовке студентов, обучающихся по педагогическим направлениям. Данный прием используется в качестве домашнего задания, творческой (проектной) работы на занятиях профессионального модуля «Новые информационные технологии в образовании» специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах. Кроме того, разработка дидактических материалов (в зависимости от выбранной предметной области) с применением инфографики выступает как вид учебно-производственной работы во время прохождения учебной практики: студентам предлагается не только разработать собственную инфографику, но и спроектировать учебное или внеклассное занятие по ее разработке, комбинируя при этом различные методы обучения. Например, для классного часа студенты специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах могут подготовить инфографическую памятку о правилах дорожного движения, а для урока повторения и обобщения по теме «Явления природы» разработать план занятия с групповой работой. При этом можно использовать как интернет-сервисы для создания инфографики, так и доступное программное обеспечение.

В работе со студентами других специальностей рекомендуется заранее продемонстрировать учащимся возможности интернет-сервисов. Для этого целесообразно организовать домашнюю работу учащихся: предоставить ссылки на ресурсы и обучающие ролики для самостоятельного ознакомления. Далее можно приступать к созданию инфографики на уроках и к подготовке индивидуальных творческих проектов. Проектно-исследовательский метод обучения предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности обучающихся, формирует развитие социальных навыков в процессе групповой работы и успешно справляется с формированием универсальных учебных действий. Наиболее эффективной с точки зрения целеполагания будет организация интегрированных уроков (информатика, история, литература и т.д.), что позволит усилить межпредметные связи, снизить перегрузку учащихся, расширить сферу получаемой информации, подкрепить мотивацию к обучению, исключить дублирование и освободить учебное время для углубленного изучения другого явления. Результатом такой продуктивной работы могут стать инфографические инструкции, памятки, плакаты, путеводители.

Сегодня все большую популярность в обучении завоевывает интерактивная инфографика, позволяющая пользователю не просто наблюдать, но и взаимодействовать с данными, которые он видит на экране. Студенты специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах в создании инфографических объектов применяют HTML, JavaScript, фреймворки для визуализации данных. Так, на этапе дипломного проектирования студентка использовала возможности JavaScript-библиотеки визуализации данных Highcharts, как показано на рисунке, что позволило взаимодействовать с данными, отображенными в гистограмме, выбирать интересующие показатели, получать интерактивную справку.

Использование интерактивных технологий в образовательном процессе позволяет человеку, который проходит тот или иной курс, фактически самому управлять этим процессом. Такой подход является одним из самых передовых в современном педагогическом дизайне. В условиях изменяющейся образовательной парадигмы требования к компетентности педагога также постоянно актуализируются. Современный педагог должен владеть всеми умениями, навыками, установками, компетенциями и практиками, заложенными в основу медийно-информационной грамотности (МИГ).

Научно-методическая деятельность Ноябрьского колледжа профессиональных и информационных технологий разделена на несколько кластеров, один из которых посвящен МИГ-компетентности педагога. В рамках данного кластера нами разработана и утверждена на экспертном совете колледжа рабочая программа кластера, целью которого является формирование информационно-коммуникационной компетентности педагогов посредством использования инфографики в образовательном процессе. Кластер входит в цикл институционального групповой работы по повышению квалификации специалистов колледжа. Программа кластера может быть использована в дополнительном профессиональном образовании при повышении квалификации педагогических работников среднего профессионального образования. 

В Программе определены направления использования инфографики в образовательном процессе:

–  организация целенаправленного восприятия информации;

запоминание информации с опорой на графические образы;

–  отображение существенных для понимания сторон изучаемого материала;

–  способ делиться знаниями и результатами исследований;

способ обработки данных исследований;

–  развитие визуального и критического мышления;

– формирование навыков функционального чтения.

Визуализация в обучении позволяет решить следующие педагогические задачи [4]:

– обеспечение интенсификации обучения;

– активизация учебной и познавательной деятельности;

– формирование и развитие критического и визуального мышления, зрительного восприятия;

– формирование образного представления знаний и учебных действий;

– передача знаний;

– формирование умения распознавания образов;

– повышение визуальной грамотности и визуальной культуры;

– перенос образовательной информации;

формирование навыков автоматизированного контроля знаний.

Таким образом, методически грамотный подход к визуализации обеспечивает и поддерживает переход обучающегося на более высокий уровень познавательной деятельности, стимулирует креативный подход.

 

Список литературы:

1. Зинченко В.П. Современные проблемы образования и воспитания // Вопр. философии. – 1973. – № 11. – С. 42-46. 

2. Виноградов П.Н. Визуальная культура личности: генезис, структура и функция // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2010. – № 136. – С. 58-66.

3. Кубрак Н.В. Инфографика как результат представления ученического исследования

4. Медианар «Визуализация учебной информации как неотъемлемая часть процесса обучения. Методика использования инфографики»

5. Кийкова Е.В., Соболевская Е.Ю., Кийкова Д.А. Анализ эффективности применения инфографики в учебном процессе ВУЗа // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6.