Интеллектуально-познавательные игры
Интеллектуально-познавательные игры
Автор: Елисеева Юлия Николаевна
ГБУ «КРОЦ», г. Москва
Аннотация: Интеллектуально-познавательные игры играют большую роль в развитии ребенка. Задача педагога состоит в том, чтобы превратить интеллектуальную игру в действенное орудие воспитания и обучения, развивающее интеллектуальную, мотивационную, эмоциональную и другие сферы, способствующее развитию познавательной активности школьников.
Ключевые слова: дидактическая игра, познавательная игра.
Тематическая рублика: общепедагогические темы.
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре. Игра является важнейшим видом детской деятельности, ее роль велика в развитии и воспитании ребенка.
Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». [8]
Игра имеет большое воспитательное значение, так как именно в игре представляются оптимальные условия для межличностного воздействия.
А.М. Леонтьев доказал, что «ребенок овладевает более широким, непосредственно недоступным ему кругом действительности, только в игре. Забавляясь и, играя, ребенок обретает себя и осознает себя личностью. Для детей игра – сфера их социального творчества, полигон его общественного и творческого самовыражения. [3]
Очень важно, чтобы педагог обладал знаниями детской психологии и профессиональным мастерством – только тогда игра будет иметь воспитательное значение.
Проблема развития познавательной активности школьников находилась в центре внимания педагогов с давних времен. Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения проходит эффективнее, если школьник проявляет познавательную активность.
Г.И. Щукина [10] определяет «познавательную активность» как качество личности, которое включает стремление личности к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания.
Э.А. Красновский определяет познавательную активность, как «проявление всех сторон личности школьника: это и интерес к новому, стремление к успеху, радость познания, это и установка к решению задач, постепенное усложнение которых лежит в основе процесса обучения» [2].
В школьном обучении интерес – самый главный стимул для ребят в приобретении знаний. При наличии интереса знания усваиваются легче.
«Интерес – это активная познавательная направленность на тот или иной предмет или явление действительности, связанная обычно с положительно окрашенным отношением к познанию объекта или к овладению той или иной деятельностью». [7]
Как возбудить интерес к знаниям, к предмету? Законное место здесь занимают интеллектуальные игры.
Интеллект (от лат. intellectus «восприятие»; «разумение», «понимание»; «понятие», «рассудок») — способность к познанию и решению проблем, которая объединяет познавательные способности: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение.
Такие игры прежде всего обращены к интеллекту, к активизации ресурсов детской психики, развитию всех свойств ума.
«Интеллектуальная игра - индивидуальное или (чаще) коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления в условиях ограниченного времени и соревнования. Интеллектуальные игры объединяют в себе черты как игровой, так и учебной деятельности - они развивают теоретическое мышление, требуя формулирования понятий, выполнения основных мыслительных операций (классификации, анализа, синтеза и т.п.)» [1].
Интеллектуальная игра наиболее полно воплощает в себе основные показатели активности: интенсивность, инициативность, энергичность (характеристика деятельности); интерес, любознательность, добросовестность (положительное отношение к деятельности); осознанность деятельности, самостоятельность (упорство в достижении цели) [6].
Существует несколько групп игр, развивающих интеллект и познавательную активность ребёнка [9].
Первая группа: предметные игры. Такие игры характерны для дошкольников и младших школьников. Познавательный процесс в этих играх осуществляется через восприятие.
Восприятие — познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Это выделение наиболее характерных для данного предмета или ситуации качеств, составление на их основе устойчивых образов (сенсорных эталонов) и соотнесение этих образов - эталонов с предметами окружающего мира. Восприятие является основой мышления и практической деятельности, основой ориентации человека в окружающем мире, обществе.
Через предметы дети познают окружающий их мир.
Вторая группа: игры творческие, сюжетно – ролевые. В этих играх присутствует сюжет. Примером таких игр являются игры – путешествия. Эти игры активизируют воображение, расширяют кругозор, пополняют его знаниями из различных областей.
Игры - путешествия дают возможность объединить разные виды деятельности: познавательную, игровую, поисковую, трудовую, художественную, деятельность общения и т.д.
Третья группа игр – это игры с готовыми правилами. Обычно их называют дидактическими.
Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания.
Эти игры часто используются в учебной деятельности, как средство, повышающее познавательную активность учащихся.
Дидактические игры могут быть: литературные, лингвистические, математические, игры по истории, зоологии, географии, физике и другим предметам. Есть игры, включающие познавательные элементы несколько учебных предметов.
Четвёртая группа игр – конструкторские (развивающие предметные). Игры со строительным материалом развивают воображение детей, их конструктивных способностей, мышление, приучает к сосредоточенной упорной деятельности.
Пятая группа интеллектуальных игр – игры, воздействующие на психическую сферу. Эти игры развивают у школьников мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификацию, абстрагирование). К ним относятся игры тесты, игры – вопросники, тесты – задачи, игры предпочтительного выбора и т.д.
Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.
При разработке познавательной игры необходимо иметь в виду. [9]:
- объём фактических знаний учащихся;
- сформированность умений, необходимых для самостоятельной работы
- уровень интеллектуального развития и кругозор
- тип внимания, памяти, темперамента
- состояние здоровья.
Очень важно для настроения учащихся, чтобы в начале игры им сопутствовал успех, поэтому необходимо так составлять интеллектуальные игры, чтобы начальные задания были более простыми.
Постепенное усложнение содержания игры, добавление нового материала, требующего активизации мышления и дополнительных знаний, способствует развитию устойчивого интереса к игре.
При составлении вопросов к играм необходимо ориентироваться главным образом на материал, включенный в программные учебники.
Игра по необходимости должна сопровождаться световыми музыкальными эффектами, а также использованием необходимого реквизита.
Игра, в которой нет напряжения, нет острых ситуаций, борьбы за первенство, не будет у ребят пользоваться успехом.
При подготовке и проведении интеллектуальной игры должны учитываться следующим рекомендации [9]:
- Ребёнка необходимо заинтересовать игрой – ни в коем случае не заставлять;
- Игра должна приносить удовольствие играющим;
- Игра должна соответствовать уровню интеллектуального развития учащихся и их возрастным особенностям;
- Правила и условия проведения игры должны быть четкими и понятными;
- Ребята должны хорошо понимать смысл и содержание игры;
- Игра должны содействию сплочения коллектива;
- Игра должна иметь познавательное значение;
- Активизировать общественную деятельность учащихся;
- Обеспечить мыслительную активность участников игры;
- Создать условия для детского творчества;
- Игра не должна обижать играющих и унижать их достоинство;
- Соответствовать принципу: как можно меньше зрителей, как можно больше участников игры;
- Ошибки игры анализируются после ее завершения;
- Конец игры должен быть результативным, ярким, эмоциональным, содержать анализ.
На руководителе лежит большая задача в том, чтобы облечь игру в занимательную форму, поддерживать интерес в течении игры, превратить игру в действенное орудие воспитания и обучения.
Подготовка и проведение интеллектуально-познавательной игры требует большого мастерства от воспитателя. Руководитель детского коллектива должен положить начало творческой работе учащихся, умело ввести ребят в игру. Для этого необходимо подготовить оборудование, поставить познавательную задачу, распределить роли, доступно изложить ее сюжет.
Педагогу необходимо продумывать не только организационную сторону игры, но и характер деятельности учащихся, и характер управления игрой.
На первых порах он является и активным рядовым участником игры, и высшим авторитетом, и судьёй во время возникающих разногласий. От педагога требуется знание и владение методикой игры.
Во власти педагога обратить внимание учащихся на новые детали, дать игре новый поворот, усложнить, по - другому направить ее, сделать игру ещё более интересной.
По мере того как интеллектуальные игры становятся привычным занятием для ребят, руководитель отходит как бы на второй план. [4]
Когда интеллектуально-познавательные игры организуются как система, они обладают ещё большим воспитательным потенциалом. Система таких игр стимулирует познавательный интерес ребенка, формирует стремление к постоянному пополнению объёма знаний.
Использование интеллектуальных игр создаёт учебную мотивацию, позволяет воспитывать наблюдательность, умение работать в группе, слушать и слышать других, обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребят. Дети становятся более свободными, самостоятельными и ответственными, творческими, активными. Именно к этому призывает концепция модернизации российского образования.
Список литературы:
[1] Жарков Г.В. Развитие личности молодого человека средствами интеллектуальных и творческих игр. – Владимир. 2000. С. 5.
[2] Красновский Э.А. Активизация учебного познания. / Сов. Педагогика, - 1989, №5 с.10-14
[3] Леонтьев А.М. Педагогическое общение. – М., 1979. С. 96.
[4] Майстровский Ю.Р. Интеллектуальные игры для школьников Самара Информационно-издательская служба СГМЦДиЮТ, 1997.
[5] Никитин Б.П. Н 62 Интеллектуальные игры. – Изд. 6-е, испр. и доп. Обнинск, “Световид”, 2009. – 216 с., илл.
[6] В.Е. Рожнов. Игровая терапия / В.Е. Рожнов. - Ташкент. 1979. С. 177.
[7] Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. Т. 1. А – М / гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Большая Рос. энцикл., 1992, 1993. – 608с.
[8] Сухомлинский В.А. 100 советов учителю. – Киев. 1984. С. 87.
[9] Сценарии школьных викторин, конкурсов, познавательных игр в школе - Турыгина С.В., Кугач А.Н. Серия «Библиотека школьника».— Ростов н/Д: Феникс, 2003.
[10] Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. - М., 1979. С. 160.