Использование современных методов и технологий в рамках реализации ФГОС
Использование современных методов и технологий в рамках реализации ФГОС
Автор: Сагандыкова Гульнара Абдулловна
МБОУ "СОШ № 1 с. Ермолаево Куюргазинского р-на республики Башкортостан"
«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». А. Дистервег.
Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование в своей практике новых технологий. Начальная школа играет исключительно важную роль в общей системе образования. ФГОС ставит целью формирование активной личности, поэтому процесс обучения должен быть направлен на активизацию деятельности и социализацию личности учащихся.
Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным.
Главная задача современной школы - это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школа должна подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.
Как создать такие условия и обеспечить всестороннее и полноценное развитие личности? Традиционное репродуктивное обучение, пассивная подчиненная роль ученика не могут решить такие задачи. Ответ давно известен педагогам – естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, приобрести социальные навыки, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей. Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.
Поэтому тема моей статьи: «Использование современных методов и технологий в рамках реализации ФГОС».
Проблема, побудившая меня взяться за изучение данной темы, на мой взгляд, является очень важной и актуальной: низкий уровень внимания и интереса к уроку.
Цель моей статьи - познакомить с наиболее эффективными формами, методами обучения для активизации познавательной деятельности младших школьников.
Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель не в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Приоритетные средства для достижения этого – культура речи и культура общения. А чтобы научиться хорошо и правильно выражать свои мысли, уметь убедительно и ярко говорить, доказывать свою точку зрения, у ребёнка должны быть развиты: мышление, внимание, память, речь, воображение. Все эти процессы взаимосвязаны и входят в состав познавательных способностей. Поэтому неслучайно одной из главных целей на ступени общего образования является развитие познавательной активности учащихся. Интеллектуальное развитие происходит не само по себе, а в результате многостороннего взаимодействия ребёнка с другими людьми: в общении, в деятельности. Пассивное восприятие и усвоение нового не могут быть опорой прочных знаний. Поэтому задача педагога – развитие познавательных способностей учащихся, вовлечение их в активную деятельность.
Моей ведущей педагогической идеей является актуализация познавательной деятельности учащихся, развитие их творческих способностей на основе интеграции современных образовательных технологий, методов и средств преподавания.
У каждого учителя своя система работы, в которую включены уже проверенные на практике методы и приемы. Для меня является главным развитие интереса к преподаваемым мною предметам. Поэтому своей главной задачей считаю развитие речи и личностной заинтересованности школьника при изучении предметов в начальной школе.
Значение личностной заинтересованности в жизни человека трудно переоценить. Она выступает как стимулятор деятельности, состоящей из реальных предметных, творческих действий в принятии решений по преодолению препятствий. Особую значимость личностная заинтересованность принимает в начальной школе, где учение становится главным ведущим видом деятельности в жизни ребёнка. Проводником в этой деятельности становится познавательный интерес. Интерес характеризуется познавательной активностью. То, что интересно, усваивается радостнее, прочнее, глубже.
Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех. Ребёнок хочет быть активным, самостоятельным в учебно-познавательной деятельности. Современный урок в начальной школе будет радостным и интересным, если он, активизируя творческие и познавательные силы учащихся, расширяя кругозор, ставит их перед принятием самостоятельного решения.
Главная задача моя, как учителя начальных классов, – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться. Без хорошо продуманных методов и приемов обучения сложно организовать усвоение программного материала. По моему мнению, этому способствуют активные формы и методы обучения.
Урок для ученика – это жизнь. Я согласна с мнением Ш.А. Амонашвили, что урок – солнце, радость, дружба, творчество, труд, игра, встреча, жизнь. Так как урок - это ведущая форма учебной деятельности, то ежедневно вовлекая детей в процесс обучения, стараюсь сделать его удивительным, новым, необычным, интригующим.
В соответствии с новым ФГОС очень большое внимание на уроках уделяется формированию универсальных учебных действий.
Наиболее эффективными технологиями по формированию ключевых компетенций считаю: экскурсии, учебные проекты, нестандартные формы уроков, игровые технологии. Кратко опишу их использование в своей педагогической практике.
В соответствии с типологией уроков и их основными этапами - согласно Федеральному Государственному Стандарту - наиболее эффективными методами обучения учащихся начальных классов на разных этапах урока являются следующие методы:
- Нетрадиционное начало традиционного урока– эмоциональный настрой на урок (эпиграф, костюмированное появление, видеофрагмент, увертюра, ребус, загадка, анаграмма), выяснения целей, ожиданий, опасений.
- Постановка и решение проблемных вопросов– создание проблемных ситуаций. Типы проблемных ситуаций, используемых на уроках: ситуация неожиданности; ситуация конфликта; ситуация несоответствия; ситуация неопределенности; ситуация предположения; ситуация выбора.
- Презентации учебного материала– использование информационных технологий, электронных учебных пособий.
- Использование форм интерактивного обучения или их элементов - «метод проектов», «мозгового штурма», «дебатов». Элементы — «изюминки» (обучающий анекдот, интеллектуальная разминка, эпиграммы).
- Реализация личностно ориентированного и индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся, организация групповой деятельности школьников (работа в парах, в группах постоянного состава, в группах сменного состава) и самостоятельной работы детей.
- Организация релаксации и рефлексии.
Использование данных методов предполагает применение на уроках следующих приемов:
Прием «Кластер» (гроздья) – выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Такое оформление материала помогает обучающимся выяснить и понять, что можно сказать по данной теме. Прием «Кластер» дает возможность детям на уроках открытия новых знаний, конкретизировать и обобщать полученные знания.
Прием «Мозговой штурм», «Корзина идей»
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учеников на начальной стадии урока. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Обмен информацией проводится по следующей процедуре:
- Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.
- Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1–2 минуты).
- Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.
- Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
- Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в “корзинке” идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно “сбрасывать” факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.
- Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.
В своей работе я применяю прием «мозгового штурма», который помогает мне:
- Научить детей генерировать идеи. При этом не надо требовать от детей, чтобы каждая их идея была правильной и рациональной.
- Научить детей смело высказывать свои идеи "на людях".
- Научить детей фантазировать.
- Научить детей говорить по одному, слушать других детей не перебивая, уважать чужое мнение.
- Поддержать робкого ребенка, похвалив его идею, даже если она и слабая.
- Оценить общую активность детей.
Подведение итогов работы групп. На доске фиксируются все предположения.
Постановка целей урока.
Как видите, у нас нет однозначного ответа на этот, казалось бы, простой вопрос. Сегодня нам предстоит найти научный ответ на вопрос, что такое почва. Обсудите в группе, а что ещё вам было бы интересно узнать о почве.
Заслушиваются вопросы детей. Среди интересующих детей вопросов были следующие: Откуда взялась почва? Из чего она состоит? Много ли на Земле почвы? Где на Земле нет почвы? Может ли почва исчезнуть?
Прием «Тонких и толстых вопросов».
Таблица "толстых" и "тонких" вопросов может быть использована на любой фазе урока. Тонкие вопросы предполагают однозначный ответ. Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.
Этот прием активизирует познавательную деятельность на протяжении всего занятия; каждый ребенок выбирает для себя посильные для него вопросы и в течение всего урока ищет на них ответы. Этот приём позволяет мне осуществить дифференцированный и личностно-ориентированный подход в учебно-воспитательном процессе.
Прием «Верные и неверные высказывания».
Обучающимся предлагается список утверждений, созданных на основе текста, который они в дальнейшем будут изучать. Учитель просит установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией, возвращаемся к данным утверждениям, и ученики оценивают их достоверность, используя на уроке полученную информацию.
Прием Игра «Верите ли вы?»
Учитель задает вопросы, на которые обучающиеся должны ответить “да” или “нет”. У каждого на парте таблица, как на доске. Учитель читает вопросы, а ученики ставят в первой строке плюс (да), если согласны с утверждением, и минус (нет), если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой. В течение урока ученики обращаются к таблице и видят, насколько были правы.
Прием «Синквейн». В переводе с французского слово “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Составить синквейн ученики могут на стадии «Вызова», затем, изучив информацию на уроке, составляется новый синквейн на стадии «Рефлексии», сравнивая свои знания до урока и после изучения новой темы.
Пример. Синквейн (пятистрочник) помогает кратко записать содержание текста и высказать отношение к нему.
Правила создания синквейна:
- Слово.
- Два слова-характеристики (часто прилагательные).
- Три слова действия (глаголы или отглагольные существительные).
- Четыре слова, выражающие отношение к предмету(1) или предложение из 4 слов.
- Слово-синоним, выражающее мнение, отношение к предмету. Или слово, отражающее эмоциональное отношение к теме.
- Осень.
- Золотая, Разноцветная.
- Наступила, укрыла, одела.
- Люблю я пышное природы увяданье!
- Очей очарованье!
Синквейны помогают быстро и эффективно научить ребенка синтезу, обобщению и анализу различных понятий. Для того чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу необходимо начинать с расширения и совершенствования словаря. Чем богаче будет словарный запас ребёнка, тем легче ему будет построить не только синквейн, но и пересказать текст и выразить свои мысли.
При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы учащимся было интересно проработать новый материал. Как же это можно сделать?! Конечно, при помощи активных методов! Для работы над темой урока используются для групп сменного или постоянного состава методы «Ульи» - обсуждение в группах. Для проведения дискуссии и принятия решений – методы «Cветофор» (во время дискуссии поднимаются карточки согласия - не согласия по цветам светофора), «На линии огня» (каждая команда защищает свой проект 2-3 предложениями. Затем вопросы других групп, а они - защищаются). Для представления материала самостоятельной работы детей очень интересны такие методы, как «Инфо-карусель», «Творческая мастерская».
Метод «Творческая мастерская» с большим успехом применяется мною на обобщающих уроках литературного чтения и окружающего мира, при создании проектов. К уроку дети готовят рисунки, иллюстрации на заданную тему, пишут сочинения, стихи, рассказы, подбирают пословицы, на уроках труда изготавливают блокноты, книги необычных форм. Дается задание разделиться на группы, создать и презентовать групповой проект на заданную тему. Предварительно необходимо составить план размещения принесенного на урок материала, оформления титульного листа. На работу отводится 20 – 25 минут. По истечении этого времени каждая группа или ее представитель должны презентовать свой проект. Каждое решение уникально, выразительно. Научиться дружно, работать в группах, прислушиваться к мнению товарищей, коллективно создавать замечательные работы (картины, газеты, книги) из собранных вместе материалов - главная цель этого урока.
Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы - «физминутки» позволят сделать это, не выходя из класса. Если учитель сам принимает участие в этом упражнении, помимо пользы для себя, он поможет также и неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении.
Метод эмоциональной разрядки и физической разминки. «Земля, воздух, огонь и вода»
Технология проведения: Учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.
Воздух. Ученики начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев.
Ученики делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Можно предложить всем пару раз зевнуть. Сначала это получается скорее искусственно, но иногда после этого возникает настоящий зевок. Зевота – естественный способ компенсировать недостаток кислорода. (Зевание может использоваться и по-другому: вы можете на первой встрече предложить зевать сознательно, чтобы группа быстрее «взбодрилась»).
Земля. Теперь ученики должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Цель – по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность.
Огонь. Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом.
Вода. Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Ученики просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.
Происхождение метода: метод представлен В. Тарасовым, О. Охлопковой, А. Ненаховой, «Копилочка активных методов обучения».
Говоря о результатах работы, считаю важным отметить, что вышеперечисленные формы взаимодействия способствуют формированию коммуникативных, организаторских умений, способностей работать в коллективе. За время работы я увидела, как развивались в моих учениках навыки умения учиться, самостоятельно добывать знания, необходимые для успешного обучения. Благодаря такой работе дети стали активно участвовать не только в классных мероприятия, но и в общешкольных и районных конкурсах.
Опираясь на свой опыт, с уверенностью могу сказать: для того, чтобы стать хорошим учителем, одного желания и старания мало. Надо терпеливо и последовательно овладевать педагогическим мастерством, изучать особенности школьников, предвидеть возможные затруднения. В этом разнообразии позиций, подходов, важно выбрать собственную позицию.
Поэтому, считаю, что настоящий учитель тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение.
Уроки с использованием активных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Но бессистемное, непродуманное их использование не дает хороших результатов. Поэтому очень важно активно разрабатывать и внедрять в урок свои авторские игровые методы в соответствии с индивидуальными особенностями своего класса.
Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию и последовательное осуществление игрового образовательного процесса для достижения высокой заинтересованности и вовлеченности обучающихся в учебную, проектную, исследовательскую деятельность; формирования качеств личности, нравственных установок, ценностных ориентиров, соответствующих ожиданиям и потребностям обучающихся, родителей, общества.