""Гражданско-патриотическое воспитание в школе
Гражданско-патриотическое воспитание в школе
Автор: Цветошенко Анастасия Борисовна
МАОУ «СОШ 127», г. Пермь
Аннотация: В этой статье автор пишет о содержании и формах построения гражданско-патриотического воспитания в школе через реализацию программы «Я - Гражданин России».
Ключевые слова: гражданственность, гражданско-патриотическое воспитание, гражданская компетентность школьников.
Тематическая рубрика: Общепедагогические темы.
В условиях современного развития России проблемы гражданско-патриотического воспитания молодёжи особенно актуальны. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации в качестве приоритетной выдвинута задача воспитания гражданина: “Система образования призвана обеспечить … воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью”.
Обогащение понятия “гражданин” новым содержанием в условиях современной России связано, в первую очередь, с процессом становления гражданского общества и правового государства. В характеристику гражданина, в круг присущих ему свойств теперь включается:
- умение жить в условиях рынка, обеспечивая себе экономическую самостоятельность;
- способность интегрироваться в сложившуюся систему общественных отношений;
- умение устанавливать контакты с другими людьми;
- готовность к объединению для решения лично и общественно значимых проблем, к сотрудничеству и согласию;
- неприятие агрессии, жестокости, насилия над личностью.
Гражданское образование направлено на формирование гражданской компетентности личности. Гражданская компетентность личности – совокупность готовности и способностей, позволяющих ей активно, ответственно и эффективно реализовать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в обществе, применить свои знания и умения на практике.
Гражданское образование представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, правовое, нравственное образование и воспитание, реализуемое посредством организации учебных курсов, проведение внеклассной и внеурочной работы, а также создание демократического уклада школьной жизни и правового пространства школы, формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников средствами учебных дисциплин.
Раскрытие сущности гражданско-патриотического воспитания должно осуществляться в парадигме интересов личности и стратегии гражданско-патриотического воспитания: от прав, интересов, достоинства личности – к обязанностям, долгу, ответственности перед обществом и государством. Главным средством воспитания гражданина и патриота в современных условиях становится содружество подростков и педагогов, связанное едиными задачами, деятельностью, гуманными отношениями.
Для реализации данного направления в МАОУ «СОШ № 127» создана модель гражданско-патриотического воспитания и разработана программа “Я – гражданин России”.
Модель гражданско-патриотического воспитания детей в воспитательно- образовательном процессе нашей школы представляет собой совокупность последовательных целесообразных взаимодействий администрации, учителей, школьников, родителей и направлена на накопление опыта деятельности и сотрудничества, достижение прогнозируемого результата. Она ориентирована на конструктивное и результативное взаимодействие субъектов воспитательно-образовательного процесса. С точки зрения содержания, она нацелена на развитие всех участников образования. С точки зрения формы, она учитывает потребности субъектов в самораскрытии и саморазвитии и представляет различные организационные формы воспитательно-образовательного процесса.
Система гражданско-патриотического воспитания в МАОУ «СОШ №127» позволяет достичь основного планируемого результата – модели выпускника, включающей формирование социализированной жизнеспособной личности с активной гражданской позицией, обладающей социально ценностными, нравственными качествами, с развитым творческим потенциалом и способностью к саморазвитию. Важным результатом реализации модели предполагается и изменение личности педагога, деятельность которого должна привести к формированию новых ценностей, осознанию необходимости взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса на основе равноправного партнерства, изменению видов, форм, подходов, содержания педагогической деятельности, личной заинтересованности в ее результатах.
Основной целью Программы «Я – гражданин России» является формирование достойного гражданина и патриота России. Человека, обладающего широкими правами, знающего свои права и умеющего их защищать. Нетерпимого к любым проявлениям насилия и произвола, выполняющего свои обязанности, чувствующего неразрывную связь со своим Отечеством, его прошлым, настоящим и будущим, своими конкретными делами помогающего своей стране стать сильнее и богаче.
Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач:
1. Создание эффективной системы гражданско-патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у учащихся основных гражданских качеств и чувств патриотизма.
2. Создание механизма, обеспечивающего эффективное функционирование целостной системы гражданско-патриотического воспитания учащихся.
3. Утверждение в сознании и чувствах учащихся представлений об общечеловеческих ценностях, взглядов и убеждений, уважения к культуре и историческому прошлому России, к ее традициям.
4. Проведение научно-обоснованной управленческой и организаторской деятельности по созданию условий эффективного гражданско-патриотического воспитания учащихся.
Решение задач реализуется через учебную и внеурочную деятельность.
Учебная деятельность осуществляется в основном на уроках истории, обществознания, географии, биологии, краеведения, предметов углубленного изучения: иностранные языки, МХК, музыка, ИЗО.
В процессе формирования демократических ценностных ориентиров важным является воспитание ребенка на основе социокультурных и исторических достижений многонационального народа РФ, народов других стран, а также культурных и исторических традиций родного края. Очевидно, что наиболее значимыми в этом направлении являются такие предметы, как обществознание, история, краеведение.
Содержание курса «Обществознание» направлено на усвоение учащимися наиболее актуальных обобщенных знаний об отношениях человека к природе, обществу, самому себе, об основных областях общественной жизни, что помогает школьнику успешно ориентироваться в социальной реальности, приобретать опыт освоения основных социальных ролей (члена семьи, гражданина, избирателя, собственника ...). Использование местного материала на уроках способствует формированию активной гражданской позиции, толерантности, формированию у учащихся политико - правовой культуры.
«История Отечества», как никакой другой предмет, содержит большие возможности для патриотического и гражданского воспитания школьников. В учебных материалах можно найти множество примеров истинного патриотизма и честного служения отчизне. История страны складывается из истории отдельных регионов, поэтому привлечение краеведческого материала на уроках истории необходимо и педагогически оправдано.
Например, темы «Восстание Е. Пугачёва», «Россия в годы революций и гражданской войны», «Коллективизация и индустриализация», «СССР в годы сталинских репрессий», «Великая Отечественная война Советского Союза» и другие дополняются краеведческим материалом. Учащиеся анализируют документы и материалы, сопоставляют местные архивные данные с общероссийскими, проводят социологические исследования (интервью, анкетирование) и о результатах сообщают на уроках.
В школе активно применяется практика выездных уроков истории с посещением музеев и выставок. Учащиеся нашей школы являются постоянными посетителями краеведческого музея, музея политических репрессий «Пермь – 36», музея Пермских Древностей, музея ОАО «Мотовилихинские заводы», мемориального дома - музея Н.Г. Славянова, исторический парк «Россия – моя история». Участвуют в тематических конкурсах, акциях, конференциях, уроках – встречах с интересными людьми. Особый интерес у учащихся вызывают сообщения, подготовленные на основе рассказов родственников старшего поколения с подборкой фотографий из семейных архивов.
В начале учебного года определяются юбилейные даты истории, которым во время уроков уделяется особое внимание. Учащиеся готовят выступления, стенгазеты, компьютерные презентации, которые иллюстрируют их исследовательские работы, помогают перевести информацию из одной знаковой системы в другую. На протяжении нескольких лет, в школе проводился интегрированный урок учителей музыки, истории и МХК в рамках краевого проекта «Дети на оперной сцене».
Основным мотивом в создании интегрированного урока стала потребность создать межпредметную среду, позволяющую учащимся глубже воспринимать историческое прошлое своего народа через произведения искусства. Становление гражданской компетентности школьников неразрывно связано с формированием у них основополагающих ценностей российской и мировой культуры, определяющих гражданское самосознание.
Большую роль в гражданском образовании и воспитании учащихся играют уроки краеведения. Школьное краеведение получило в наше время новый импульс, связанный с усилением региональной политики. На уроках ребята более углублённо изучают природу, население, культуру народов Пермского края. Школьники изучают специфику хозяйственной деятельности Перми и края, выезжают на предприятия, готовят экологические проекты, уделяя внимание исторической и географической уникальности региона. Во время каникул учащиеся с педагогами активно осваивают различные туристические маршруты. Ежегодно обучающиеся школы совершают туристические экспедиции под руководством педагогов ДЮЦ им. Соломина.
Во внеурочной деятельности организуется проведение тематических классных часов, диспутов, дискуссий, круглых столов с привлечением специалистов, ветеранов и интересных людей. Разработаны и проведены единые классные часы» к знаменательным датам:
- Кинопоказ фильма «Офицеры» к 45-летию выпуска на экраны, с последующим обсуждением, 2016г.;
- «120 лет со дня рождения Маршалла Советского союза и четырежды героя СССР Г.К. Жукова», 2016г.;
- «Недаром помнит вся Россия про день Бородина!», к 205-летию победы России в Отечественной войне 1812г., 2017г.
- «Саланг» к 30-летию начала вывода советских войск из Афганистана, 2018г.;
- «100 лет со дня рождения дважды героя социалистического труда и героя России М.Т. Калашникова», 2019г.;
- «Крым в моём сердце» к 5-летию присоединению Крыма, 2019;
- «Подростки в годы войны» к 75-летию победы СССР в годы Великой Отечественной войны, 2020г.
Отклик у обучающихся получили тематические фотокроссы, фотоконкурсы и фотовыставки: «Моя школа: связь времён», «Россия – моя судьба» и т.д.
Традиционными стали мероприятия школы: месячники правового, патриотического воспитания, в рамках которых проводятся викторины, интеллектуальные игры, спортивные состязания, встречи с ветеранами, представителями ТОСа «Городские горки». Парламентский урок, игра «Правовед», смотр строя и песни, посвящённый Дню защитника Отечества. Литературно-музыкальные композиции и театральные постановки к юбилейным историческим датам («Отечественная война 1812г.», «День рождение Перми», «День Победы» и другие), конкурсы тематических стихов и песен.
Много лет социальными партнёрами школы являются театр Оперы и балета и Пермская краевая филармония. Ежегодно в нашей школе проходит театральная неделя с выездами артистов в школу и с посещением учащимися театров. Активно реализуются в школе социальные проекты школьников: «Твори добро», «Школьный двор», «Школа – это мы!».
В школе активно работают детские объединения: Совет Старшеклассников, ДЮП, ОПН, ЮИД, ШСК, ШСП, театральный клуб «Гистрион». Проявляя гражданскую позицию, ребята участвуют в реализации внешкольных проектов: «Молодежное самоуправление в микрорайоне «Городские горки», трудовые объединения «Отряд мэра» и так далее.
Опираясь на наблюдения, анкетирование, анализ представленных проектов, можно констатировать, что уровень сформированных гражданско-патриотических качеств у большинства учащихся достаточно высок. Анализируя промежуточные этапы работы в данном направлении, мы отмечаем:
- приобретая опыт творческой деятельности, ребята стали более инициативными, ими принимались нестандартные решения;
- подростки получают более широкие возможности для самореализации, отрабатывают умения и навыки, необходимые в жизни;
- программа, ориентированная на развитие гражданско-патриотических качеств, соответствует потребностям современного общества и органично вписывается в систему школы.
В результате реализации Программы «Я – гражданин!» предполагается:
· повышение качественного роста воспитанности детей;
· достижение у большинства подростков должного уровня гуманистического отношения к окружающим, культуры речи и поведения, внутренней потребности в саморазвитии;
· сформированность у большинства учащихся активной жизненной и гражданско-патриотической позиции;
· выработка умения делать правильный нравственный, социальный и политический выбор выпускниками.
Литература:
1. Вырщиков А.В. Российский патриотизм: истоки, содержание, воспитание в современных условиях. М. Планета. 2010.
2. Любан Т.Н. Книга о российском патриотизме. Рецензия. // Воспитание школьников. №1 2011.
3. Метлик И.В. Ценностное ядро гражданского воспитания школьников. //Воспитание школьников. №8 2011.