Влияние адаптации на успешность образовательной деятельности и здоровье обучающихся
Влияние адаптации на успешность образовательной деятельности, физическое и психическое здоровье обучающихся
Автор: Шевелева Виктория Павловна
МАОУ «ЦО № 1», Белгород
Аннотация: Попадая в новую среду, как правило, все дети переживают сильные волнения и переживания. У каждого ребенка адаптация проходит по-своему, но всем детям, без исключения, в этот нелегкий период необходима помощь и поддержка со стороны взрослых.
Ключевые слова: адаптация, стресс, самооценка, здоровье, умение.
Тематическая рубрика: общепедагогические темы.
Проблема социально-психологической адаптации учащихся является актуальной для всей системы образования. Попадая в новую для себя ситуацию, практически все дети переживают и волнуются. Выражается это по-разному: одни стараются всячески привлечь к себе внимание и действительно привлекают его своей подвижностью и не всегда оправданной активностью, другие наоборот как будто замирают, говорят тише, чем обычно, с трудом вступают в контакт с другими учениками и учителем. При всем многообразии различных проявлений поведения учащихся в период социально-психологической адаптации можно сказать, что все дети в этот нелегкий для них период нуждаются в помощи и поддержке со стороны взрослых – учителей, родителей, психологов и социальных педагогов.
Термин « адаптация» имеет латинское происхождение и обозначает приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Адаптацию следует рассматривать по следующим параметрам:
- значение адаптации для здоровья ребенка;
- механизм развития адаптационного синдрома;
- клиника адаптации;
- меры, облегчающие адаптацию;
- факторы, влияющие на адаптацию;
- исход адаптации.
Понятие адаптации непосредственно связано с понятием «готовность ребенка к школе» и включает три составляющие: физическую, психологическую и социальную или личностную. Все составляющие тесно взаимосвязаны, недостатки формирования любой из них сказываются на успешности обучения, самочувствии и состояния здоровья учащегося, его работоспособности, умения взаимодействовать с педагогом, одноклассниками и подчиняться школьным правилам.
Успешность освоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций свидетельствуют о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка.
Личностная или социальная адаптация связана с желанием и умением ребенка принять новую роль - роль школьника, и достигается целым рядом условий:
1. Развитие у детей умения слушать, реагировать на действия учителя, планировать свою работу, анализировать полученный результат - то есть умений и способностей, необходимых для успешного обучения.
2. Развитие умения налаживать контакт с другими детьми, выстраивать отношения со взрослыми, быть общительным и интересным для окружающих - то есть умений, позволяющих устанавливать межличностные отношения со сверстниками и педагогами.
3. Формирование умения правильно оценивать свои действия и действия одноклассников, пользоваться простейшими критериями оценки и самооценки (такими критериями выступают полнота знаний, их объем, глубина; возможность использовать знания в различных ситуациях, то есть на практике) - то есть устойчивой учебной мотивации на фоне позитивных представлений ребенка о себе и низкого уровня школьной тревожности.
Важным показателем удовлетворенности ребенка пребыванием в школе выступает его эмоциональное состояние, которое тесно связано с эффективностью учебной деятельности, влияет на усвоение школьных норм поведения, на успешность социальных контактов и в конечном итоге на сформированность внутренней позиции школьника.
В современной науке существует множество типологий семей. Особенности той или иной семьи оказывают влияние на успешность или неуспешность учебной деятельности, возникновении трудностей в поведении школьников. Объектом социально- педагогогической поддержки может стать семья абсолютно любого типа. Так по уровню социальной адаптации М.А. Галигузова выделяет следующие типы семей:
1. Благополучные семьи, которые успешно справляются со своими функциями и практически не нуждаются в поддержке социального педагога. В случае возникновения проблем им достаточно разовой помощи в рамках краткосрочной работы.
2. Семьи «группы риска» характеризуются наличием некоторого отклонения от норм. Это неполные семьи, малообеспеченные, многодетные, опекунские. Они справляются с задачами с большим напряжением своих сил.
3. Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности, не справляются с возложенными на них функциями. В зависимости от характера проблем таким семьям оказывается образовательная психологическая, посредническая помощь в рамках долговременной работы.
4. Асоциальные семьи. Семьи, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни, и в которых жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается. Работа с такими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами и органами опеки и попечительства.
Обратной стороной адаптации ребенка является проблема школьной дезадаптации, которая вызывается двумя группами причин:
- индивидуальные характеристики ребенка: его способности, особенности эмоциональной сферы, состояние здоровья ребенка, особенности семейной среды.
- влияние социально- экономических и социально- культурных условий: семейное окружение, материальное состояние семьи, ее культурный уровень, ценности.
Педагогический диагноз школьной дезадаптации обычно ставится в связи с неуспешностью обучения, нарушениями дисциплины, конфликтами с учителями и одноклассниками. Иногда школьная дезадаптация остается скрытой и от педагогов и от семьи, ее симптомы могут не сказываться отрицательно на успеваемости и дисциплине учащегося, проявляясь либо в субъективных переживаниях школьника, либо в форме социальных проявлений.
Приспосабливаясь, организм ребенка мобилизуется. Но следует иметь в виду, что степень и темпы адаптации у каждого индивидуальны. Успешность адаптации во многом зависит от наличия у детей адекватной самооценки. Мы постоянно сравниваем себя с другими людьми и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка. Процесс этот начинается в раннем детстве: именно в семье ребенок впервые узнает, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ли ему успех или неудача. Уже тогда у ребенка складывается ощущение благополучия или неблагополучия.
Адекватная самооценка, безусловно, облегчает процесс адаптации, тогда как заниженная или завышенная, напротив, осложняют его. Однако даже если у ребенка адекватная самооценка, взрослые должны помнить, что пока ребенок не может сам справиться со всеми задачами самостоятельно. Чтобы помочь ребенку адаптироваться к школьным условиям необходимо понимание и чуткое отношение учителя, внимательность, большая любовь и терпение родителей, при необходимости- консультации профессиональных психологов. Одним словом, взрослые должны создать такие условия, чтобы трудности не отражались на успеваемости ребенка, не вызывали нежелания учиться.
Ребенок в период адаптации – живая модель стрессового состояния. Стресс – это реакция на борьбу с трудностями, норма перехода от одних условий к другим. Стресс, по утверждению медицины, главный фактор на пути атеросклероза.
Уже в десятилетнем возрасте фиксируются значительные изменения сосудистой стенки – это все последствия стрессовых состояний.
1-я особенность: ребенок в период адаптации находится в состоянии срыва динамического стереотипа (стереотип – система выработанных условных рефлексов). В период адаптации эта система меняется. А ведь на выработку условных рефлексов уходит много нервной энергии, любой стереотип у ребенка трудно вырабатывать. Происходит ломка старых стереотипов и формирование новых в конце адаптации. Чем дальше стоит новый стереотип от старого, тем тяжелее протекает адаптация.
2-я особенность: стрессовое напряжение в период адаптации связано с изменением гормональной системы организма. На кору головного мозга действуют отрицательные эмоции, и организм на это реагирует системой защиты – изменениями в гормональной системе: гипоталамус, гипофиз, надпочечники выбрасывают в кровяное русло «гормон борьбы» норадреналин, в результате чего сосуды сужаются, сердце работает неровно, ребенок напряжен. В этот период разные дети в зависимости от биологического темперамента ведут себя по-разному: становятся агрессивными, а кто-то сжимается и сильно страдает. И по этому состоянию людей разделяют на «хищников» и «кроликов». Стресс, безусловно, вреден, но он и необходим, по мнению психологов, так как жизнь часто бросает детей и взрослых в разные условия, и если бы организм не был приспособлен к перенесению стресса, люди бы сразу умирали. Наша задача в учебном учреждении – облегчить стрессовую ситуацию, научиться правильно воздействовать на «хищников» и «кроликов», искать способы облегчения адаптации.
В период адаптации необходимо учитывать следующие факторы:
1. Состояние здоровья и уровень развития ребенка. Совершенно ясно, что здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит всякие трудности, в том числе и трудности социальной адаптации. По этому, чтобы уберечь ребенка от заболевания, предотвратить психическое напряжение, родители должны всячески стараться обеспечить ребенку условия для развития и заботиться о его здоровье.
2. Биологические и социальные факторы. К биологическим факторам относятся токсикозы и заболевания матери во время беременности, осложнения при родах и заболевания ребенка в период новорожденности и первых трех месяцев жизни. Частые заболевания ребенка до поступления в дошкольное учреждение также оказывают влияние на степень тяжести адаптации.
Неблагоприятные влияния социального плана имеют существенное значение. Они выражаются в том, что родители не обеспечивают организацию ребенку правильного режима, соответствующего возрасту, достаточное количество дневного сна, не следят за правильной организацией бодрствования и др. Это приводит к тому, что ребенок переутомляется, задерживается его нервно-психическое развитие, формирование тех навыков и личностных качеств, которые соответствуют возрасту.
3. Уровень тренированности адаптационных возможностей. В социальном плане такая возможность не формируется сама по себе. Это качество требует определенной тренировки, которая должна усложняться с возрастом, но не должна превышать возрастных возможностей. Формирование этого важного качества должно идти параллельно с общей социализацией ребенка, с развитием его психики. Даже если ребенок не поступает в дошкольное учреждение, его все равно следует ставить в такие условия, когда ему необходимо будет менять свою форму поведения.
Адаптационный период считается законченным, если:
· ребенок с аппетитом ест;
· быстро засыпает, вовремя просыпается;
· играет, с удовольствием ходит в школу.
Длительность адаптации зависит от уровня развития ребенка:
· если с ребенком систематически занимаются дома, то ребенок растет общительным и самостоятельным и период заканчивается за 10-12 дней;
· если у ребенка слабо развита речь, низкий уровень самостоятельности, он не может обходиться без помощи взрослых ни в игре, ни в учебе, ни при укладывании на сон, то период адаптации будет проходить сложнее и может растянуться на месяц или более.
ЛИТЕРАТУРА:
1. А.В. Микляева, П.В. Румянцева «Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция» Санкт- Петербург, 2006.
2. Н.В. Пилипко, Т. В. Громова, М.Ю. Чибисова « Здравствуй школа!» Москва, УИ « Перспектива», 2011.
3. О.Г. Заводникова « Адаптация ребенка» Москва «Просвещение», 2015.
4. М.В. Шакурова. Методика и технология работы социального педагога. М., 2002.
5. Социальная педагогика под общей редакцией М.А. Галагузовой М., 2000.
6. Б.Н. Алмазов. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск, 1986.