Говорить правильно и выразительно – это радость общения друг с другом
Говорить правильно и выразительно – это радость общения друг с другом
Автор: Василенко Оксана Павловна
МАОУ «СОШ № 1 имени Героя Советского Союза И.В. Королькова», г. Салехард, ЯНАО
Аннотация. Выразительное чтение играет большую роль в системе развития речи младших школьников. Особое значение приобретают занятия выразительным чтением в начальных классах. В этой статье автор пишет том, что такое выразительная речь и как работать над ней в начальных классах.
Ключевые слова: выразительная речь, интонационная выразительность, работа над развитием выразительной речи.
Тематическая рубрика: начальная школа.
Выразительностью речи называются такие особенности ее структуры, которые усиливают действенность высказывания, поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя, влияют на их чувства и воображение.
Для чего нужно работать над выразительностью речи? Работа над выразительностью речи — комплексная работа. Если родители и воспитатели детского сада во всех возрастных группах работают над развитием выразительности речи у дошкольников, это в значительной мере подготавливает ребенка к выразительному чтению и письму в младших классах школы. Одним из типов выразительности речи является интонационная выразительность. Интонационной выразительностью речи дети овладевают преимущественно к пятилетнему возрасту. Как правило, это происходит естественным путем в процессе общения со взрослыми.
Из каких компонентов состоит интонационная выразительность?
— мелодика (повышение и понижение голоса в начале, середине и конце фразы);
— темп (ускорение или замедление скорости произнесения фраз);
— ритм (чередование ударных слогов);
— тембр (эмоциональная окраска голоса);
— логическое ударение (выделение наиболее важного по смыслу слова).
Многие взрослые сталкиваются с проблемой монотонности и невыразительности детской речи при подготовке к выступлениям на праздниках, при чтении стихотворений, при исполнении ролей в играх-драматизациях. Какие основные проблемы у детей существуют? Как показывают результаты диагностики, дети испытывают трудности в умении говорить шепотом, переключаться на ту или иную высоту голоса (выше, ниже, громче, тише), выделять голосом нужное слово, повышать или понижать тон голоса на одном из слов в предложении, передавать голосом эмоциональную окраску текста, исходя из содержания.
Для эффективной работы по развитию выразительности речи необходимо провести тщательную диагностику по методике Лазаренко О.И «Диагностика выразительных средств речи дошкольников», в ходе которой определяется:
– умение детей изменять темп речи, произнося слова сначала в медленном, затем в среднем (нормальном) и в быстром темпе;
– умение узнавать ритмический рисунок фразы, двух стихотворных текстов, контрастных по рисунку, с помощью слогов (та-та-та) или отстукивания;
– возможность изменять высоту голоса при пересказе сказок, изображая голосом, как говорит каждый герой;
– умение изменять силу голоса, произвольно переключать его;
– возможность выделять ударный слог в слове;
– способность произнести фразу с различной интонационной окраской (грустно, весело, торжественно, испуганно, ласково);
– умение делать логическое ударение во фразе.
В большинстве случаев проблемы связаны с тем, что дошкольники не осознают значения интонации для передачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему. Работу по развитию выразительности речи целесообразно проводить последовательно, в два этапа: сначала формировать навыки восприятия выразительной речи, затем — навыки ее использования.
Прием сопоставительного анализа двух образцов чтения одного и того же текста дает возможность показать детям роль интонации в речи. Первый раз взрослый читает текст невыразительно, второй раз — с интонационным оформлением. Дети, безусловно, отметят разницу, и их будет легко подвести к выводу, что она заключается в выразительности речи. Интонация помогает не только точно передавать свои мысли и чувства, но и лучше понимать чувства и отношение к нам других людей.
Учитель начальных классов, начиная работать с 7-летками, встречается с дефектами речи у детей. Из-за этого ребенка трудно адаптироваться в классе, активно общаться, свободно и уверенно чувствовать себя в школе. Чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, нужно помочь ему освоить правильное произношение звуков. Делать это надо осторожно, не заостряя внимания именно на ученике, т.к. он может совсем замкнуться и отдалиться от учителя. Учителю необходимо помнить, что работать надо над речевым аппаратом всех детей. Для учителя особенностью при подготовке речевого аппарата учащегося является одновременное включение в говорение всех детей класса в течение 3-5 минут ежедневно в начале уроков обучения грамоте.
Работа над развитием речевого аппарата условно модно разделить на 2 этапа:
1. Выработка умений достаточно устойчивого произношения звуков и вычленения их в словах, в речи;
2. Развитие у детей эмоциональной, выразительной речи.
Рассмотрим каждый этап.
Первый этап.
Цель:
· включить в работу 3 отдела речевого аппарата детей для правильного образования звуков;
· научить детей слушать и слышать говорящего и себя;
· раскрепостить детей при произношении трудных и громоздких слов;
· внести элементы игры, дать ребенку почувствовать красоту отдельного звука и речи человека в целом.
Исходя из целей данного этапа, предлагаю следующую работу: постановку правильного дыхания; увеличение подвижности языка, губ ребенка; шумовые игры; скороговорки на заданный звук.
Для постановки правильного дыхания можно предложить ряд упражнений, которые способствуют управлению им в процессе говорения:
положить ладонь на живот и выполнить несколько вдохов и выдохов, следя при этом, чтобы при дыхании работали мышцы грудной клетки, а не живота (рука должна оставаться в покое, без движения);
в чередовании: медленный вдох – быстрый выдох (и наоборот);
вдох произносится через нос, а выдох – через рот (так несколько раз и наоборот);
сделать глубокий вдох, а на выдохе произвести имитацию выстрела;
воздух вдыхаем с силой через рот, издавая свист, выдох – спокойный. Наоборот, вдох – спокойный через нос, а выдох – с силой, со свистом через рот.
Эти навыки правильного дыхания пригодятся детям в последующей работе. Читая выразительно стихи, тексты, они смогут произносить прочитанное не взахлеб, а спокойно, соблюдая паузы в нужном месте.
Упражнения, которые способствуют развитию подвижности языка, мышц губ:
покажите, как кошка лижет молоко;
цоканье, прищелкивание языком (кончиком, серединой языка);
покажите, как «болмочет» индюк (с закрытым ртом)»
произнесите в чередовании звуки (о), (ы), при этом активно вводите в работу мышцы губ»
причмокивание, посасывание губ.
На этом же этапе развития речевого аппарата детей уместно использовать шумовые игры.
Игра «Пчелы на лужайке». Закройте глаза и представьте себе, что вы пчелки. Пчелки вылетели на лужайку к цветам. Они кружатся над цветами, издавая звук з-з-з-з.
Игра «Колыбельная». Поем колыбельную песню кукле (звучание звука разной длины, разного ритма: а-а-а,аа-аа-аа).
Игра «Насос». Дети играют в парах. Первый ребенок изображает движения человека, накачивающего лодку. При этом он издает звук ш-ш-ш. Лодка накачана, убирают насос, лодка спускает Другой ребенок издает звук ш-ш-ш (долгий).
Игра «Надувание воздушных шариков». Игра проводится в парах аналогично предыдущей.
Эти игры можно проводить не только во время звуковой разминки, но и в виде физкультминуток на уроке.
Следующим этапом работы является скороговорки на заданный звук. Цель этой работы заключается в формировании умений интонационно выделять какой-то звук, вслушиваться в произношение, в стремлении повторить его как можно чище. Подбирать скороговорки необходимо на те звуки, которые часто неверно произносятся детьми. У каждой скороговорки своя игра звуков, которая не повторяется. Каждая из них решает свою задачу. Таким образом, работая на 1-м этапе над звуком, мы побочно воспитываем внимание, память, любознательность, которые очень важны и необходимы для усвоения учебного материала.
Второй этап.
Цель:
· учить детей управлять своим голосом;
· развивать эмоциональность, выразительность речи детей;
· отрабатывать скорость проговаривания скороговорок, добиваясь чистоты их произношения;
· научить детей управлять своими чувствами, развивать артистические данные;
· расширять кругозор детей, воображение и память.
На этом этапе надо использовать скороговорки и чистоговорки.
· Произнести шепотом, беззвучно, тихо, громко.
1. Белые бараны били в барабаны. (произнести скороговорку громко, голосом изображая бой барабана)
2. Мышонку шепчет мышь: Ты все шуршишь, не спишь?
Мышонок шепчет мыши: Шуршать я буду тише. (Произнести скороговорку шепотом, протягивая в звучании звук (ш) и создавая тем самым образ шуршащего мышонка)
· Чтобы работать над выразительностью речи, надо подобрать скороговорки, в которых был бы вопрос или восклицание. Такие скороговорки дети быстро не произносят, а лишь читают их с чувством.
Встретил в чаще ёж ежа:
- Как погода, ёж?
- Свежа!
И пошли домой дрожа, горбясь, съежась, два ежа.
Сформировав у детей правильность дыхания, учим их говорить скороговорку на одном выдохе (работаем над скоростью произношения).
Можно применять игру «Догони меня». Дети стараются не отстать от учителя. Здесь очень важна роль учителя – дирижера. Он жестами, интонацией должен показать образец и руководить говорением.
Многие скороговорки при первоначальном произношении для слушателя не понятны сразу, а для детей тем более. Знакомясь с ними, надо детям объяснить, показать, нарисовать на доске, сделать аппликацию на магнитной доске.
Таким образом, систематически работая над развитием речевого аппарата, мы учим ребенка многому, а главное, мы помогаем ему почувствовать, что он умелый и талантливый, мы создаем атмосферу доброжелательности, искренности, в которой ребенок сможет познать себя и других.
Литература:
1. Горбушина Л.А. Выразительное чтение и рассказывание детям. М.: Просвещение, 1985 г.
2. Горбушина Л.А. Обучение выразительному чтению младших школьников. М.: 1981.
3. Гуро-Фролова В.Г. Работа над выразительными средствами речи. Начальная школа, № 2, 2001 г. с.22.
4. Литвинова Е.И. Всех скороговорок не перевыскороговоришь. Начальная школа, №6, 1997 г. с.69.
5. Макеева С.Г. Выразительное чтение на уроках русского языка. Начальная школа, №6, 1994 г. с.11.
6. Мали Л.Д. Обучение выразительному чтению лирических стихотворений. Начальная школа, №7, 1990 г. с.ЗО.
7. Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка. - М.: 1984.
8. Рождественская В.И., Радина Е.А. Воспитание правильной речи. М.: Просвещение, 1968.
9. Уварова Т.В. Говорить правильно и выразительно - это радость общения друг с другом. Начальная школа, №10 ,
2001г. с. 23.