Диалог культур в учебно-воспитательном процессе
Диалог культур в учебно-воспитательном процессе
Авторы: Ветлужских Эльвира Германовна
и Курочкина Нина Николаевна
МБОУ «Мари-Турекская средняя общеобразовательная школа»
Аннотация: В статье рассматривается опыт работы по формированию этнокультуроной компетенции в общеобразовательной школе.
Ключевые слова: этнопедагогика, диалог культур.
В настоящее время этнопедагогика является самой конструктивной, созидательной духовной силой в жизни наций, поскольку в ней сконцентрирована могучая сила гармонизации межнациональных отношений. Из этого закономерно вытекает необходимость обращения в школе, в семье к возрождению этнических традиций. Восстановление этнических традиций невозможно без осмысления и выработки системы работы педагогов по этнокультурной подготовке обучающихся.
В такой полиэтнической стране, как Россия, с множеством разнообразных видов и типов культур учебно- воспитательный процесс обязательно должен учитывать этнокультурное многообразие и осуществляться в форме диалога культур. Работа в этнокультурной образовательной среде требует от учителя сформированности этнокультурной компетентности. Под этнокультурной компетентностью следует понимать определенное социально-психологическое свойство личности, обладающей определенным уровнем ее подготовленности к вступлению в межетническое общение. Учитель обладающий данной компетентностью, способен сформировать в обучающихся такое качество как толерантность.
На современном этапе именно общеобразовательная школа должна способствовать возрождению традиций и обычаев обучающихся, что ведет к удовлетворению национальных культурных запросов воспитанников и общества. Школа должна приобщать и погружать школьников в национальную культуру, историю, традиции, обычаи своего народа с целью формирования нравственных качеств, а также умения использовать культурное богатство в новых условиях.
В педагогический процесс общеобразовательных учреждений необходимо вводить компоненты народного воспитания:
- функции воспитания (подготовка к труду, формирование нравственных черт характера, развитие ума, забота о здоровье, привитие любви к прекрасному);
- факторы воспитания (природа, труд, быт, обычаи, искусство, религия, родное слово);
- методы воспитания (убеждение, пример, требование, приказ, разъяснение, поверье, приучение и упражнение, пожелание и благословение, просьба, совет, намек, одобрение и др.);
- средства воспитания (потешки, считалки, загадки, пословицы, поговорки, песни, сказки, легенды, предания и др.);
- идея цели совершенствования человеческой личности и ее реализация в системе народного воспитания;
- педагогическая роль коллективных форм жизнедеятельности людей (семья, народ);
- народные воспитатели (родители, старшие дети, бабушки, дедушки).
И в то же время образовательное учреждение не должно замыкаться в национальном, оно должно быть открытым для инокультурных ценностей, для мировой истории и культуры. В нем должна быть обеспечена гармонизация отношений, воспитание уважения к традициям, языку, искусству всех народов страны и мира.
Каждому думающему человеку ясно, как трудно совместить бизнес и мораль в нынешних условиях рынка. Современный учитель понимает, что культ богатства не соответствует исконно народному мировоззренческому идеалу, народной духовной традиции, сущность которой выразил ученый-педагог философ Павел Флоренский: «Если идеал Запада - материальное благополучие, то идеал России - преображение души». Поэтому, по нашему убеждению, педагог призван приобщать учеников к идеалам тысячелетней народной культуры. Без знания основ народной жизни, фольклора, классического искусства невозможно воспитать интерес и уважение к культуре других народов. Если человек, вступающий в жизнь, не знает истоков своей национальной культуры, ему чужда и культура другого народа.
Образ жизни народа основан на гармоничном сосуществовании человека с природой, на взаимном уважении в семье, между молодыми и пожилыми людьми, верующими и неверующими. Раскрыть эти и многие другие секреты житейской мудрости народа, передать их педагогическими средствами подрастающему поколению - одна из важнейших задач современной школы.
В Концепции воспитания РМЭ о целях воспитания пишется, что «каждый человек должен быть готовым выполнить следующие социальные роли: член семьи, носитель, хранитель и создатель семейных традиций, готовый выступить в роли продолжателя рода; житель Республики Марий Эл, с любовью относящийся к ней, знающий и поддерживающий ее исторические и культурные традиции».
Одной из задач воспитания в Концепции выдвигается приобщение детей и подростков к совокупности культурных ценностей, «отражающих богатство общечеловеческой культуры, культуры народов России и Республики Марий Эл, их истории, языка, формирования гражданского отношения к историческим, духовным, нравственным завоеваниям народа, чувства носителей этнокультурных традиций и творческих продолжателей этих традиций».
В нашей средней общеобразовательной школе учатся дети разных национальностей. Для нашей школы стало доброй традицией проводить дни истории и культуры народов Марий Эл. Уже более 20-ти лет формы и методы ее организации и проведения не меняются и это дает результаты. Программа всегда проходит очень насыщенно, познавательно и интересно. 5-ые классы готовят программу «Алло, мы ищем таланты», где представляют лучшие концертные номера народов проживающих в Мари-Турекском районе, 6-ые классы показывают инсценировку сказок народов РМЭ, 7-ые - готовят сюиты народных праздников, где мы видим традиции, обычаи народов, которые нашли сами дети, 8-ые- традиции здорового образа жизни, 9-ые – конкурс творческих семей, 10-ые показывают исследования бабушкиного сундука , 11-ые классы показывают исследования о кухне народов Эл, оформляются стенды, очень красочно, последовательно соблюдая все обычаи старины данного народа, а также создают фотозоны. Учитываются особенности различных культурных традиций.
Одновременно осуществляется и национальное, и полиэтническое воспитание подрастающего поколения, усиливаются взаимосвязи марийской народной культуры с культурами финно- угорских народов, другими народами России и мира. Именно такой подход способствует развитию черт гражданина - патриота, а также глубокого уважения к традиционным культурам, народностям и нациям.
Воспитательная система обеспечивает:
- повышение общеобразовательного и культурного уровня детей на основе и с учетом национальных традиций и достижений мировой культуры;
- непрерывное воспитание на традициях народа и сохранение неразрывной связи индивида со своей национальной культурой;
- формирование у воспитанников чувства национального самосознания, заинтересованного отношения и уважения к истории, материальной и духовной культуре народа мари, его будущей судьбе;
- приобщение школьников к национальным культурам и духовным ценностям народов Республики Марий Эл.
Воспитательная система осуществляется в тесной связи с учебной программой. В разделе «Моя семья, родство» обучающиеся готовят презентации «Любимый праздник в нашей семье». Дети описывают не только старинные праздники, но и те, которые возникли в последние десятилетия XX века, а также семейные. Человеческие ценности не сводятся лишь к усвоению суммы накопленных предыдущими поколениями традиций, а предполагают формирование у новых поколений способности быть творцом новых идей. Обучающиеся знают каждый государственный праздник РМЭ.
Проводим День марийской письменности, инсценировки народных праздников, конкурсы, защищаем проекты (Например - «Народные ремесла», «Народные умельцы»). День национального героя. Из уст в уста, из поколения в поколение передаются предания о национальных героях: Болтуше, Акпарсе, Токтауше, Чумбылате, Чоткаре, Акпатыре и многих других, они наши национальные герои. Патриотизм и героизм народных героев воспеваются в художественных произведениях. Организуются книжные выставки, совместно с районной библиотекой проводятся обзоры-беседы, выставки рисунков по прочитанным произведениям, изучаются произведения писателей. Например, драма «Акпатыр» С.Чавайна в 10 классе, где в Образе главного героя отразился героический, свободолюбивый дух марийского народа, в котором синтезированы лучшие его черты.
Знание народной педагогики помогает решать важные задачи, а именно: обогащает содержание и технологию воспитательного процесса, который осуществляется через урок, а также посредством включения в программу вопросов национальной культуры, народных традиций, привитая любви к народному ремеслу, народным песням, сказкам, пословицам; открывает новые горизонты жизни с помощью идей наших предков, которые оставили свой след в летописи народа, Отечества.