Береги здоровье с молоду …
Береги здоровье с молоду…
Автор: Тихомиров Сергей Викторович
МАОУ Гимназия “Новоскул”, Великий Новгород
На уроках физической культуры здоровьесберегающая образовательная технология - это основа основ. Моя деятельность как учителя физической культуры по сохранению здоровья детей является одной из составляющих качества результата. Главная цель моей работы – обеспечить ученику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе. Для этого необходимо:
- сформировать у обучающихся необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
- научить школьников использовать полученные знания в повседневной жизни;
- обучить школьников приемам мобилизации, релаксации и духовного самосовершенствования;
- формировать ценностное отношение к своему здоровью;
- формировать потребность в здоровом образе жизни.
Поставленные задачи я решаю через: совершенствование методики проведения урока, индивидуальную работу с учениками, коррекцию занятий школьников на основе диагностики развития, способностей и природных задатков, мотивацию школьников к учению.
В свою деятельность в аспекте реализации здоровьесберегающей технологии на уроках физической культуры я включаю знакомство с результатами медицинских осмотров детей, их учет в учебно-воспитательной работе; помощь родителям в построении здоровой жизнедеятельности учащихся и семьи в целом. Освобожденным от занятий физической культурой, а также детям, относящимся к подготовительной группе, я предлагаю подготовить рефераты, сообщения и презентации по ЗОЖ. На определенных уроках я использую вопросы и задания, позволяющие узнать, понимают ли дети основные понятия и правила «здоровьесбережения»:
1) "Здоровье" и "Здоровый образ жизни".
2) Основные составляющие здорового образа жизни. Как реализовать их в своей жизни?
3) Десять причин сказать нет вредным привычкам.
4) Какими способами можно управлять своим самочувствием и работоспособностью?
5) Как правильно дышать ртом и носом.
Я считаю, что именно учителя физкультуры должны помочь ребятам избавиться от сутулых плеч и впалой груди, развивать у них силу, быстроту, гибкость, ловкость. Это особенно важно в современных условиях с резко обострившейся экологической обстановкой и возросших стрессовых воздействиях.
Для повышения авторитета предмета я соединяю в одно целое уроки физкультуры и спортивные внеклассные мероприятия.
Физические упражнения, направленные на освоение правильной ходьбы, бега, прыжков, метаний, навыков в равновесии дают возможность организовать работу детей в основной медицинской группе и подготовительной с учетом дозировки физических нагрузок и возрастных особенностей школьников, формировать у них жизненно важные двигательные умения и навыки.
Весной и осенью занятия я провожу на свежем воздухе. Все мои уроки имеют высокую моторную плотность. На уроках использую фронтальный и групповой методы работы. При этом наиболее эффективно я использую поточно-групповой способ. Творческая атмосфера на уроке в немалой степени зависит от подготовки к нему, куда входят тщательно продуманные объяснение учебного материала, постановка задач в последовательности их реализации и решения, разъяснение сущности двигательного действия, взаимосвязи и взаимообусловленности его элементов. Материал урока я располагаю в строгой логической последовательности от простого к сложному: эстафета сменяется ведением баскетбольного мяча, имитационные упражнения – лазанием по канату, прыжковый бег – передачей мяча в парах.
Широко использую различные варианты подвижных игр, основанные на соревновательных элементах, всевозможные игровые эстафеты с предметами. Я эффективно применяю мелкий спортивный инвентарь: гимнастические палки, теннисные и набивные мячи, скакалки. На каждом уроке организую самостоятельную деятельность учащихся. Самостоятельная деятельность учащихся, внесение в напряженную работу элементов игры, необходимого отвлечения, переключения, успокоения, временного отдыха для регулирования дыхательной и сердечно-сосудистой функции организма – все это создает ситуацию успеха, вселяя в ребят уверенность в своих силах.
По отдельным разделам программы использую карточки с упражнениями различных уровней сложности трудности. Если ученик недостаточно хорошо выполняет то или иное упражнение, он получает карточку-задание с коэффициентом трудности «1», с указанием срока для выполнения. По окончании указанного срока учащийся обязан сдать учебный норматив или выполнить разученное упражнение. После этого он получает карточку с коэффициентом «2», а после выполнения и этого задания – карточку с коэффициентом «3». Кроме того, карточки могут быть с моделями движений и описанием порядка выполнения различных упражнений из всех разделов учебной программы. Это позволяет осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход в обучении.
Реализуя здоровьесберегающую технологию на уроках с соответствующим содержанием, я создаю представление о физическом развитии и здоровом образе жизни, обучаю самостоятельным занятиям физическими упражнениями с использованием их для досуга и отдыха. Ребята ясно видят связь предмета «физическая культура» с сохранением их здоровья и нормальным физическим развитием в дальнейшем.
Для обеспечения эффективного здоровьесберегающего процесса соблюдаю санитарно-гигиенические условия обучения, нормирую учебную нагрузку и режим занятий, использую здоровьесберегающие технологии с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Моя исходная позиция – каждый ученик индивидуальность. Ученик - субъект своего образования. Для меня очень важно правильно организовать урок, так как он является основной формой педагогического процесса.
От уровня гигиенической рациональности урока во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют на состояние учителя, его здоровья. А это, в свою очередь, оказывает влияние на состояние здоровья учащихся.
Основные современные требования к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий:
- рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) должна составлять не менее 60 % и не более 75-80 %;
- в содержательной части урока должны быть включены вопросы, связанные со здоровьем учащихся, способствующие формированию у обучающихся ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем;
- количество видов учебной деятельности должно быть 4-7, а их смена осуществляться через 7-10 мин.;
- в урок необходимо включать виды деятельности, способствующие развитию памяти, логического и критического мышления;
- в течение урока должно быть использовано не менее 2-х технологий преподавания (при выборе технологий необходимо учитывать и то: способствуют ли они активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся);
- обучение должно производиться с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.);
- должен осуществляться контроль научности изучаемого материала;
- необходимо формировать внешнюю и внутреннюю мотивацию деятельности учащихся;
- необходимо осуществлять индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;
- на уроке нужно создавать благоприятный психологический климат и обязательно ситуации успеха и эмоциональные разрядки, т.к. результат любого труда, а особенно умственного, зависит от настроения, от психологического климата – в недоброжелательной обстановке утомление наступает быстрее;
- нужно включать в урок технологические приемы и методы, способствующие самопознанию, самооценке учащихся;
- необходимо производить целенаправленную рефлексию в течение всего урока и в итоговой его части.
На уроках я особое внимание уделяю организации здоровьесберегающих факторов. Поступаю таким образом, чтобы контрольные испытания, задания, тестирования лишь давали исходную (и текущую) информацию для разработки индивидуальных заданий, суть которых - учащийся должен в каждый очередной период времени продвинуться дальше, что и подтвердит следующее тестирование. Если же этого не произошло, то я вношу в индивидуальные задания соответствующие коррективы. Принципиально важно, чтобы при этом учащийся не сравнивался с другими по принципу «лучше или хуже других», а сравнивался с самим собой: я сегодня стал лучше, чем вчера, а завтра постараюсь стать лучше, чем сегодня. Однако для этого задания должны быть реальными и стимулировать учащихся к активной работе.
Я организую работу с педагогами школы, чтобы элементы физической культуры помимо самого урока физкультуры могли быть использованы на других уроках и переменах: физкультминутки, физкультпаузы, динамические (подвижные) перемены. Я считаю, что такой активный отдых призван решать целый ряд задач: предупреждение раннего умственного утомления и восстановление умственной работоспособности активизацией мозгового кровообращения и переключением внимания; устранение застойных явлений в кровообращении и дыхательной системе упражнениями в глубоком дыхании и в ритмичных чередованиях сокращений и расслаблений мышц, обеспечивающих аккомодацию глаза; устранение неблагоприятных последствий длительного растяжения и расслабления мышц спины, отвечающих за осанку и другое.
Важнейшим средством повышения эффективности урока в условиях дифференцированного обучения является самостоятельная работа учащихся. В процессе дифференциация обучения я применяю разнообразные формы индивидуальной и коллективной работы. При этом основное содержание должно быть доступно всем учащимся и ими усвоено. В то же время я учитываю интересы наиболее подготовленных учащихся. Индивидуальная работа с разными по подготовке группами наиболее эффективно осуществляется на уроках спортивных игр.
В процессе изучения спортивных игр, я предлагаю усложняющиеся игровые ситуации, упражнения. При этом наиболее подготовленные ученики могут выполнить все, другие - часть из них. В этом случае я выявляю на каком, конкретном этапе остановился каждый учащийся и оказываю ему помощь.
В любой системе обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный подход и осуществляется более или менее разветвленная дифференциация. Поэтому сама технология дифференцированного обучения, как применение разнообразных методических средств является включенной, проникающей технологией.
Применяя индивидуальный подход в процессе учебной воспитательной работы с группой я взаимодействую с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности. В современных условиях главной формой индивидуализации обучения является самостоятельная работа учащегося в школе и дома. Поэтому при подготовке учащихся к сдаче итогового тестирования каждому обучающемуся предлагается комплекс дополнительных упражнений для развития физических качеств с учетом индивидуальных особенностей.
Учебно-воспитательный процесс заключается в учете индивидуальных особенностей личности каждого учащегося. Принимая во внимание двигательный опыт, уровень спортивных достижений, спортивные интересы и склонности учащихся, каждому предоставляется разно-уровневый по сложности и субъективной трудности освоения материал.
Используя разнообразные методы (фронтальный, поточный, соревновательный, групповой) с учетом индивидуальных способностей школьников, учебный процесс организуется таким образом, чтобы учащиеся, восстанавливая умственную способность, одновременно формировали и закрепляли гигиенические навыки, воспитывали физические качества, ориентируясь на осознанную подготовку к труду и семейной жизни.