Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 29.02.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Психологические особенности одаренных детей и задачи их обучения и воспитания

Дата публикации: 2021-11-07 15:42:16
Статью разместил(а):
Холманова Ирина Анатольевна

Психологические особенности одаренных детей и задачи их обучения и воспитания

Автор: Холманова Ирина Анатольевна

МБОУ "Одинцовская СОШ № 1", г. Одинцово, Московская область

 

Психологи, изучающие одаренных и талантливых детей, отмечают, что одаренные часто выделяются среди остальных. Их непохожесть объясняется не только яркостью и неповторимостью таланта, оригинальностью и своеобразием мышления. Многие ученые едины в своем мнении: одаренный ребенок нередко быстрее взрослеет, у него раньше формируется личность, и в среде сверстников он отличается благодаря наличию определенных личностных качеств и свойств.

Роль личности в становлении и развитии одаренности велика. Одаренность вовлекает в себя целостную личность человека, включая мотивационную сферу, интересы, волевые проявления, чувства, креативность.

Одаренных детей от сверстников отличает ряд особенностей в сфере психосоциального развития. В их числе выделяются: особенное чувство справедливости; развитая система личных ценностей; хорошо сформированное чувство юмора; наличие преувеличенных страхов; упорство в достижении результата. Одаренному ребенку могут быть присущи и такие свойства и качества, которые будут отталкивать от него окружающих. Среди них можно выделить неумение выслушивать собеседника до конца, прерывание собеседника. Нередко ребенок в курсе того, о чем идет речь или быстро понимает излагаемый материал. Стремление продемонстрировать свои знания является отражением скорости восприятия.

Важную сторону одаренности детей и их психолого-педагогические особенности рассматривает в теоретико-экспериментальных исследованиях Н.С. Лейтес. Изучая возрастные предпосылки одаренности, он различает такие категории детей:

І - дети, которые отличаются чрезвычайно быстрым темпом умственного развития, высоким уровнем интеллекта в общем, что особенно заметно в дошкольном и младшем школьном возрасте;

II - дети с обычным уровнем интеллекта, которые лидируют в определенных видах занятий (например, в некоторых направлениях науки или техники). Эта категория чаще всего встречается среди подростков и старших школьников;

III - дети, которые не достигают заметных успехов в учебе или творческих занятиях, но отличаются незаурядными, своеобразными проявлениями интеллекта (скажем, чрезвычайно развитой памятью, воображением, наблюдательностью). Им присущи свойства, которые позже могут стать профессионально важными и отдать предпочтение в определенных условиях жизни и деятельности. О детях этой группы целесообразно говорить как об имеющих признаки потенциальной одаренности.

Одаренность в основном определяется тремя взаимосвязанными параметрами: опережающим развитием познания, психологическим развитием и физическими данными.

Существуют особые «сензитивные» периоды, когда дети «впитывают» все окружающее. Они способны заниматься несколькими делами сразу. Такие дети очень любопытны. Им необходимо активно исследовать окружающий их мир. Одаренный ребенок часто не терпит каких-либо ограничений на свои исследования.

Как пишет Н.Б. Шумакова, «по мнению Ж. Пиаже, функция интеллекта заключается в обработке информации и аналогична функции организма по переработке пищи. Ученые утверждают, что у одаренных и талантливых детей биохимическая и электрическая активность мозга повышена. Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи, и абстрактном мышлении». Их отличает способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Их склонность к классификации и категоризации иллюстрируется и любимым увлечением, свойственным одаренным детям, – коллекционированием. Много радости доставляет им приведение своих коллекций в порядок, систематизация и реорганизация предметов коллекции.

Причем оформление аккуратной постоянной экспозиции не является их целью. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умения ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие «вундеркинды» с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

Как отмечает Н.П. Миронов, «талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отключаться. Они с удовольствием принимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ. В этом заключается зерно будущих конфликтов в классе (большинство учителей начальной школы ориентируются на детей с «низким порогом отключения», то есть предпочитают отвечать на собственные вопросы, будучи уверены, что дети не смогут найти правильный ответ)».

Как указывает Н.С. Лейтес, «одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. К этому нужно прибавить и степень погруженности в задачу».

В сфере психосоциального развития одаренным детям свойственны следующие черты. Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки. Они остро воспринимают общественную несправедливость, устанавливают высокие требования к себе и окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу. Другая особенность одаренных детей – соревновательность. Склонность одаренного ребенка к соревновательности отмечали многие исследователи (В.Э. Чудновский, В.С. Юркевич и др.). Соревновательность, конкуренция – важный фактор развития личности, укрепления, закалки характера.

Теоретический обзор литературы по теме исследования показал, что эффективная идентификация одаренности с помощью одноразовой процедуры тестирования невозможна, так как выявление одаренных детей - это, как правило, длительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. На практике пригодны критерии, которые можно определить путем непосредственного наблюдения за ребенком.

Учитывая специфику одаренности в детском возрасте, наиболее адекватной формой идентификации признаков одаренности у того или иного ребенка следует признать психолого-педагогический мониторинг, который предусматривает:

- во-первых, анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые максимально соответствуют его склонностям и интересам;

- во-вторых, экспертную оценку продуктов деятельности детей (рисунков, стихов, технических моделей решения математических задач и т.д.) с привлечением определенных специалистов (математиков, художников, филологов и др.);

- в-третьих, продолжительность диагностического процесса.

В.И. Панов, исследуя вопрос индивидуально-личностных черт проявления одаренности в учебно-воспитательном процессе, считает, что одаренные дети:  достаточно быстро овладевают знаниями и сохраняют их; производят, превращают и передают идеи, мысли; имеют высокие показатели абстрактного мышления; способны преодолевать трудности; изобретатели и создатели; любят самостоятельно работать, склонны самостоятельно планировать свои действия, самоорганизуются, независимы в своих действиях; ответственные; легко приспосабливаются к новой ситуации;  энергичные, объективно здоровы.

Таким образом, психолого-педагогическая характеристика одаренных детей включает следующие особенности: высокие интеллектуальные и креативные способности (оригинальность, гибкость); способность к более быстрому усвоению и развитая память; интеллектуальное любопытство и стремление к знаниям; самостоятельность суждений.

 

Литература:

1. Алиев М.Н. Развитие одаренности младших школьников / М.Н. Алиев, С.М. Алибекова // Педагогика. - 2010. - № 10. - С. 44-49.

2. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников // Прикладная психология и психоанализ.- 2002.- N 4.- С. 60-74.

3. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. - М.: Академия, 2001. - 320 с.

4. Маркова Н.Г. Соотношение интеллектуального и творческого компонентов одаренности: школьная психологическая служба / Н.Г. Маркова, Н.Н. Бац // Психологическая наука и образование. - 2002.- N1. - С. 51.

5. Миронов Н.П. Способность и одаренность в младшем школьном возрасте / Н.П. Миронов // Начальная школа. - 2004.- N6. - С. 33-42.

6. Одаренность и проблемы ее идентификации / Д.Б.Богоявленская, М.Е. Богоявленская // Психологическая наука и  образование.- 2000.- N 4.- С. 5-13.

7. Панов В.И. Одаренность как педагогический и психологический феномен / В. И. Панов // Дополнительное образование. – 2003. - № 7. - С. 3.

 

. . . . .